Педагогика и воспитание » Социально-педагогическое сопровождение повышения педагогической культуры родителей старших дошкольников » Диагностический этап социально-педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей

Диагностический этап социально-педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей

Страница 2

Данный опросник состоит из 5 шкал:

1. Принятие - отвержение

Полюс принятия: ребенок нравится родителям таким, какой он есть, родитель стремится проводить с ним достаточное количество времени. Полюс отвержения: родитель воспринимает ребенка неприспособленным, неудачным.

2. Кооперация. Это означает, что родитель знает все о делах ребенка, заинтересован в них, старается быть с ним на равных.

3.Симбиоз.Означает дистанцию в общении с ребенком. Постоянно ощущает тревогу за ребенка, стремится оградить от трудностей, считает его слабым и беззащитным.

4.Авторитарная гиперсоциализация. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, старается навязать свою волю.

5.Маленький неудачник. Родитель стремится инфантилизировать ребёнка (видит младшим по сравнению с реальным возрастом), приписывая ему личную и социальную несостоятельность.

Анализируя опросник, мы пришли к выводу, что о высоком уровне педагогической культуры родителей, может говорить высокий показатель по таким шкалам как кооперация и принятие, низкий показатель по шкале симбиоз, отвержение и гиперсоциализация.

Данный опросник был предложен для заполнения 75 родителям тех же детей, у которых мы выявляли уровень адаптированности к школьной среде.

Результаты получились следующие:

- высокие показатели (80-100%) по шкале отвержение, которая отражает эмоциональное отношение к ребенку, а высокие показатели свидетельствуют об отношении к ребенку как к неудачливому и неприспособленному, выявлены у 30,6% родителей, средний бал по данной шкале был получен у 50,6% родителей;

- шкала социальной желательности (кооперация), отражает заинтересованность родителей в делах ребенка, высокая оценка интеллектуальных и творческих способностей, чувство гордости и уважения к собственному чаду. Высокие показатели по этой шкале были выявлены только у 13,3% родителей (они набрали 80,33%), средний уровень (31,19 и 48,82%) был выявлен у 53,3% детей. Низкий уровень у 33,3% родителей;

- шкала «симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении родителей и ребенка. Высокие показатели получили 30,6% от всех опрошенных родителей – это может говорить о высокой тревожности родителей за ребенка, ограничение его автономности и потребности в самостоятельных действиях;

- шкала гиперсоциализации – показывает форму и направление контроля за поведением ребенка. Высокие показатели по данной шкале есть у 30,6% родителей – это свидетельствует об их авторитарном стиле воспитания, постоянном контроле и большой требовательности к ребенку;

- по шкале инфантилизация, которая свидетельствует о стремлении родителей к приписыванию несостоятельности ребенку, оградить его от трудностей и контролировать его действия, высокие показатели были получены у 25,3% опрошенных родителей.

На заключительном этапе диагностической работы, родителям была предложена анкета, составленная О. Л. Зверевой. Анкета состоит из четырех вопросов и нацелена на выявление предпочитаемых родителями методов воспитания детей, а также источники получения педагогических знаний.

На первый вопрос «На основе каких знаний Вы воспитываете своего ребёнка?» - 16% опрошенных получают педагогические знания из средств массовой информации, 9% читают педагогическую литературу, 41% семей получают педагогические знания из жизненного опыта: как воспитывали их, как воспитывают других, специализированные лекции посещают только 7% родителей, пользуются рекомендациями специалистов – 24% опрошенных. Результаты по первому вопросу наглядно представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Распределение родителей по источнику педагогических знаний

Родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании: с непослушанием ребенка – 39% семей , не поддерживают другие члены семьи – 15%, испытывают недостаток педагогических знаний 11% семей, ребенок неусидчив, невнимателен – 30%. Следует отметить, что никто из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет.

Для воспитания ребенка 13 обследуемых используют метод поощрения, 21 семей – наказания, требования используют 10 человек, а запрещение – 33 семьи, и только 7 семей используют в воспитании детей метод приучения.

В качестве поощрения родители чаще используют словесную похвалу 40% семей, подарки 35% семей, ласки 25% семей.

Рисунок 2 – Распределение родителей по предпочитаемому методу воспитания

Наиболее действенными видами наказания родители считают: физическое наказание 25% семей, словесную угрозу 35% семей, лишение развлечения 20% семьи, проявление родителями обиды 20% семьи.

Рисунок 3 – Распределение родителей по предпочтительному методу наказания

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Исторические методы решения сюжетных задач
Первое общее правило – «Правило проверки Лакруа». При этом мы должны всегда иметь в виду, что цель наших действий – выразить одно и то же значение некоторой величины двумя различными способами. Второе общее правило – «Правило уравнивания». Наряду с этим нужно помнить, что научить решению задач можн ...

Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств. Поэтому необходимо применение специфических приемов и средств обучения и воспитания. Люб ...

Характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. После 1943 граница младшего школьного возраста снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 – до 6 лет. Эт ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru