Педагогика и воспитание » Социально-педагогическое сопровождение повышения педагогической культуры родителей старших дошкольников » Диагностический этап социально-педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей

Диагностический этап социально-педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей

Страница 1

Основываясь на результатах теоретического анализа научной литературы, социально-педагогическое сопровождение повышения педагогической культуры родителей старших дошкольников – это комплекс педагогических мер направленных на поддержку и помощь семье в обеспечении полноценного развития личности ребенка в предшкольный период. Сущность данной деятельности заключается в повышение активности родителей в подготовке детей к школе, систематизации имеющихся у них знаний, вооружении практическими приемами работы с детьми.

Социально-педагогическое сопровождение повышения педагогической культуры родителей может включать в себя следующие этапы:

1. Диагностический этап, цель которого наладить контакт с родителями и выявить их психолого-педагогические потребности в воспитании и обучении дошкольников, а также определить группы родителей по информационным потребностям.

2. Подготовительный этап направлен на создание программы педагогических действий и определение основных форм и методов совместной работы педагогов, родителей и детей. На этом этапе важно определить тематику встреч и мероприятий с родителями, которые обязательно включают в себя выявленные проблемы в ходе диагностики.

3. Информационный этап. Родителей информируют о возможностях участия в данной программе. Среди родителей распространяется информация о реализации программы повышения педагогической культуры родителей, раздаются приглашения на участие в родительских собраниях, лекциях, практических занятиях и пр.

4. Основной этап направлен на реализацию программы педагогического сопровождения повышения педагогической культуры родителей. Цель данной программы повышение знаний в вопросах психологической готовности детей к школе; повышение ответственности родителей за процесс воспитания, развитие у них умений самостоятельно решать проблемные ситуации, связанные с воспитательно-образовательным процессом. На данном этапе в дошкольном учреждении проводятся занятия, родительские собрания, издаются и распространяются журналы для родителей.

5. Аналитический этап. Последний этап подразумевает повторную диагностику родителей и анализ результатов по окончании реализации педагогической программы. Также проводится заключительное занятие для обобщения полученных знаний.

В данном параграфе мы рассмотрим диагностический этап социально-педагогического сопровождения. Цель – подобрать и опытным путем выявить уровень педагогической культуры родителей.

Показателями педагогической культуры родителей являются: общий уровень образования, наличие психолого-педагогических знаний о воспитании ребенка, методы, используемые родителями, при наказании и поощрении ребенка, родительское отношение к ребенку. Также на данном этапе, мы произвели замер уровня готовности ребенка к школе.

В констатирующем эксперименте участвовали 75 родителей и их дети, посещающие МБДОУ МО г. Краснодара, детский сад № 197 «Медвежонок». Участники диагностики воспитанники старшей группы, возраст 5,5-6,5 лет.

На первом этапе мы провели диагностику с родителями. На родительском собрании, нами, совместно с воспитателем и психологом, было предложено родителям заполнить три опросника:

Анкета «Педагогическая культура родителей» О.Л. Зверева.

Тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО), А.Я. Варга и В.В. Столин.

Анкета «Характеристика семьи ребенка».

В результате исследования было выявлено, что 25% семей являются не полными, в полных семья воспитываются лишь 75% детей. Воспитывают одного ребенка – 48 родителей (64%), двое детей в семье у 25 опрошенных нами родителей (33%), трое и более детей – 3% (2 человека).

Образовательный уровень родителей: среднее -21%, среднее техническое – 31%, среднее педагогическое - 4%, неполное высшее - 20%; высшее - 24% .

Материальное состояние испытуемых: низкий уровень доходов, по данным респондентов, у 36% семей (27 человек), средний достаток у 61% опрошенных (46 родителей), и 2 родителя (3%) указали на высокий уровень доходов.

На вопрос - «Нуждаетесь ли Вы в помощи специалистов по вопросам подготовки ребенка к школе?» - «Да» ответили 38 родителей (51%), «Частично» - 39% родителей (29 человек) нуждается в помощи и 8 человек (10%) не нуждается в помощи специалистов.

Таким образом, по результатам диагностики необходимо отметить преобладание среднего уровня образованности родителей и достаточно высокую потребность в квалифицированной помощи в предшкольной подготовки детей.

Изучив в первой главе особенности и критерии педагогической культуры родителей, мы выявили, что одним из показателей уровня педагогического потенциала родителей является родительское отношение. Под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка его поступков. Поэтому для изучения педагогической культуры родителей нами был выбран тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) разработанный А.Я. Варга и В.В. Столиным. Текст опросника в приложении 1.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Современные теории обучения
Закон РФ "Об образовании" определяет: школа – социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворить образовательные запросы общества, личности и государства. Школа – колыбель народа. Социальный заказ, данный образованию, предельно ясен: воспитывать творческую, ...

Характеристика детей участвующих в работе
В данной работе принимали участие 12 детей старшей логопедической группы детского сада №31 "Крепыш" г. Королёва. В период преддипломной практики проходившей с 23 марта по 19 апреля 2007 г. Педагогическая работа ДОУ ведется на основе программы под редакцией М.А. Васильевой и специальной пр ...

Понятие "Образование"
Понятие "образование" (аналогичное немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на историческ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru