Новая педагогика » О возможности постановки образовательной задачи в детско-взрослых медиа-проектах » Проектирование как ведущий образовательный тип деятельности

Проектирование как ведущий образовательный тип деятельности

Страница 1

Проектирование как тип деятельности направлено на реализацию человеком своих идеальных схем и образов. Проектность – определяющая стилевая черта современного мышления, признак современной культуры, противопоставляющей себя канонической культуре.

Проектная культура в предельном смысле предполагает соорганизацию культурных образов (идеалов), их деятельностное включение и рефлексию, производящую соотношение идеального с реальным.

Следует отметить, что современное гуманитарное проектирование ориентировано на культурно-знаковые программы – дизайн-программы. В структуру таких проектов входят эстетическая и этическая концепции, авторы которой претендуют на моделирование целостного образа мира. В этом смысле Мир для современного проектировщика является проблемой – это своеобразная плата за приобретение свободы организации Мироздания.

Дизайн–проектирование предусматривает ценностно-эстетическую рефлексию человека, с помощью которой возможно осуществить социально-культурное моделирование в единстве его объективной целесообразности и субъективно-ценностных переживаний (и осмысленности) человека. То, есть идея дизайн-проектирования состоит в придании единства окружающей действительности, осуществления синтеза культурных образцов, ценностных смыслов и художественных форм.

Таким образом, гуманитарное проектирование может занимать важнейшее место в современном образовании, а именно – место организации системной целостности окружающего Мира.

По существу проектное мышление есть современный способ моделирования культуры. Таким образом, в дизайне материалом моделирования являются различные жизнедеятельностные системы.

Проектное мышление (в противоположность научному) не имеет предметной организации (как, например, физика, химия), его культурная функция – проблематизация ценностей, идеалов, культурных образцов. Этим дизайн принципиально отличается от технических видов проектирования, которые организуются и функционируют как предметные деятельности. Так понимаемый дизайн есть проектная деятельность, преодолевающая барьеры специализации и соответственно принадлежит в Современности к массовым практикам.

Антропологическая составляющая процесса гуманитарного проектирования очень важна в современном воспитании и образовании. За счет осознания возможности творческой реализации, претворения своего замысла в реальность человек знакомится с феноменом свободы. За счет этого создается ситуация самоопределения, как проблемная ситуация для полагания должного – ориентира для самоорганизации.

Поэтому "проект" в образовании есть не только по-новому, системно организованная деятельность, а практика построения и реализации образцов, определяющая собственную индивидуальную организацию.

В само проектирование как образовательный процесс могут быть втянуты различные социокультурные проблемы в зависимости от поставленных образовательных задач. При этом разрешение этих задач должно приводить к реализации как минимум двух образовательных функций:

1) Освоение методов проектного Мышления и Деятельности;

2) Организация людьми таких систем жизнедеятельности, в которых они хотели бы жить и действовать в реальном Будущем.

Детско-взрослый проект - особая форма организации совместной деятельности школьников и учителей (реже - "взрослых" не из системы образования), в которой "образовательный" эффект, если он и есть, подчинен конкретному практическому результату.

Проект непременно приобретает черты детско-взрослого при постоянном образовательном сопровождении проектной деятельности по отношению к проведению рефлексии.

У педагога, курирующего молодёжный проект, организующего рефлексию оснований (нередко трансформирующихся в ходе работы) и полученных результатов, возможны две позиции.

Можно просто работать на то, чтобы у молодых людей происходило самопознание; можно создавать условия для того, чтобы они максимально раскрыли свои способности, реализовали свой творческий потенциал, а потом приняли решение: "Я хочу в жизни заниматься вот такой деятельностью, я буду для этого приобретать вот такие и вот такие знания и навыки" - завершающим моментом становится акт выбора будущей "серьёзной" деятельности. В этом случае молодой человек рассматривается как бы "сам по себе", в отрыве от ситуации, сложившейся вокруг него в его родном городе, на его территории; в отрыве от насущных проблем, назревших "здесь и сейчас"; в отрыве от перспектив развития этой территории.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Исследование влияния игр на успешное усвоение грамматики в шестом классе тарногской средней школы
Преддипломная практика по дополнительной подготовке в области иностранного языка (немецкий язык) проходила на базе МОУ «Тарногская СОШ» с 5 по 12 февраля 2009 года. Мы провели исследование в двух классах: 6 «б» и 6 «в». Исследование заключалось в изучении успешности усвоения грамматики с использова ...

Государственный стандарт начального общего образования в России
В настоящее время в начальной школе РФ действует «стандарт второго поколения» (2004 год), но до вступления этого стандарта в силу, действовал стандарт «первого поколения» (1998 года). В 1999 году все начальные школы РФ «осуществили переход» на четырёхлетнюю начальную школу. Стандарт начального обра ...

Взаимосвязь дидактических принципов обучения
Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы. Так, принцип научности сам по себе не вызывает сомнений. Чем выше уровень обучения, тем лучше, успешнее, результатив ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru