Педагогика и воспитание » Роль картографической наглядности в обучении истории » Организация работы по формированию картографических знаний, умений и навыков

Организация работы по формированию картографических знаний, умений и навыков

Страница 1

На следующем этапе эксперимента перед нами стояла цель:

повысить качество картографических знаний учащихся, интерес к исторической карте, то есть активизировать их познавательную деятельность посредством использования различных методов форм работы по картографии в ходе уроков.

Данная цель предполагала решение следующих задач:

- разработать и апробировать различные формы работы с картографической наглядностью в процессе изучения исторического материала;

- проверить влияние целенаправленной, систематической работы над картографией на уровень качества знаний учащихся.

Описание и анализ формирующего этапа эксперимента.

1) Проведение уроков в 6 «А» и 6 «Б» классах.

Во время формирующего этапа в экспериментальном, 6 «А» классе было проведено 8 уроков, на которых проводилась целенаправленная работа с картографическими материалами, то есть, наблюдение за познавательной деятельностью учащихся проходило в течение полных 4 недель.

На каждом из уроков работа по карте проводилась на всех этапах урока: во время актуализации ранее изученного дети путешествовали по карте России, называя столицы русских княжеств, описывая природные условия тех или иных земель, население и его занятия. Лучшие отвечающие награждались медалью «Клуба путешественников». Интересными для учащихся были картографические игры, в ходе которых было необходимо сложить правильно карту, разделенную на отдельные фрагменты. Дети активно участвовали в игре, работая в парах или индивидуально.

На этапе изучения нового материала рассказ учителя всегда сопровождался показом по карте, а при изучении Ливонской войны – по картосхемам. Ребята с увлечением слушали объяснение материала, особенно интересно прошел урок, на котором ученикам было предложено представить себя на месте военачальников русской армии. По карте они планировали и отмечали флажками путь русской армии, а на картосхеме выполняли расстановку войск для решающей битвы, используя при этом метод аппликации.

На этапе закрепления изученного показ по карте новых объектов проводился несколькими учащимися, причем показ должен был сопровождаться устными комментариями.

Домашнее задание к каждому следующему уроку обязательно включало в себя какое-либо картографическое задание:

- представь, что ты участник похода на Казань, расскажи, что ты увидел во время похода;

- Иван Грозный поручил тебе проверить работу наместников. Какие земли ты посетишь прежде всего? Отметь их на контурной карте.

- отметь на контурной карте земли, присоединенные к России в годы правления Ивана Грозного.

В контрольном, 6 «Б», классе по вышеназванным темам проводились уроки, на которых картографическая наглядность использовалась эпизодически, лишь во время изложения нового материала, показ осуществлялся самим учителем. Домашние задания не включали картографических заданий, картографические игры не проводились. Наблюдение за познавательной деятельностью также велось в течение полных 4 недель.

После завершения формирующего этапа эксперимента нами проведен контрольный этап, целью которого является сравнительный анализ результатов, полученных в ходе эксперимента.

Данная цель определила решение следующих задач:

- проведение контроля знаний учащихся;

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Профессионально-прикладная физическая подготовка
Начало ее формирования в качестве профилированного направления и вида физического воспитания применительно к нуждам социалистического производства у нас в стране относится к 30-м годам. Значительную роль в этом сыграло постановление Президиума ЦИК СССР от 1 апреля 1930 г., где предусматривались сер ...

Сущность принципа наглядности
Процесс обучения – это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе ме ...

Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств. Поэтому необходимо применение специфических приемов и средств обучения и воспитания. Люб ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru