Педагогика и воспитание » Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей в условиях приюта » Понятие «адаптация», ее сущность, основные стадии и факторы

Понятие «адаптация», ее сущность, основные стадии и факторы

Страница 1

Адаптацией (от лат. adaptatio - приспособление) обозначают явления, приспособления, соизмеримые по продолжительности с жизнью индивидуума, и сдвиги в организмах популяций на протяжении нескольких поколений. Понятие адаптация является основополагающим в концепциях, рассматривающих взаимоотношения индивида с его окружением как процессы гомеостатического уравновешения. Впервые данный термин введен в научный оборот Г.Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где обозначал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действию раздражителей.

Как показал анализ литературы подходов к определению понятия «адаптация» существует достаточно много. В качестве примера остановимся на некоторых из них.

З.К. Трушинский считает, что «Адаптация - взаимодействие организма и окружающей среды, направленное на поддержание гомеостаза, обеспечение биологической и социальной активности организма, продолжение и усовершенствование вида».

В.Я. Семке полагает, что «Адаптация - это действия индивида в таком диапазоне социальной среды, который не выявляет патологического радикала личности и требования которого посильны даже при наличии аномальных компонентов характера».

В Российской педагогической энциклопедии понятие адаптация рассматривается, как «способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды». Существуют и другие подходы к определению понятия «адаптация».

В литературе наряду с термином «адаптация» используются также и такие его производные термины, как адаптированность, дез(диз)адаптация. реадаптация и др.

Адаптирванность завершенность процесса адаптации, некое конкретное состояние, характеризующееся хорошей адаптацией организма, к окружающей среде; состояние, когда процесс приспособления ребенка полностью завершен, и в результате перестройки функций ведущих систем организма восстанавливается уровень функционирования, наиболее типичный для ребенка и обеспечивающий ему оптимальное существование в новой микросоциальной среде.

Адаптируемость - способность организма (биосистемы) адаптироваться к окружающей среде.

Адаптогенные факторы - факторы, вызывающие адаптацию; факторы, к которым организм должен адаптироваться.

Адаптироваться - совершать адаптацию. Здесь адаптация понимается как активный процесс, выполняемый самим субъектом адаптации.

Дезадаптация (от лат. de/des - означающий прекращение, устранение, отрицание) - потеря, исчезновение (обычно временная и в принципе возобновимая) имевшейся адаптации.

Реадаптация - восстановление адаптации, утраченной в прошлом.

Биологическую основу адаптации составляет генотилическая адаптация, являющаяся основой эволюционного процесса живых организмов. На генотипическом уровне сформировались основные адаптивные реакции организма, однако их проявление и функционирование осуществляется путем формирования фенотипических адаптационных систем, складывающихся под влиянием условий среды. «Фенотипическую адаптацию можно определить как развивающийся в ходе индивидуальной жизни процесс, в результате которого организм приобретает отсутствующую ранее устойчивость к определенному фактору внешней среды, как комплексную приспособительную реакцию целого организма или его систем к сочетанному воздействию экологических и/или социальных условий его жизни и характеру деятельности или адаптации к значительным физическим и психоэмоциональным нагрузкам».

Существующие модели адаптации выделяют два этапа: начальный -срочной адаптации и последующий – долговременный. Однако большинство исследователей придерживается разделения адаптации на три фазы:

• фаза срочной или первичной адаптации;

• фаза устойчивой адаптации;

• фаза дезадаптации - нарушения, истощения адаптации или фаза адаптационного утомления».

Наиболее полно динамика фенотипической адаптации представлена четырьмя стадиями, выделенными Ф.З.Меерсоном.

Первая стадия характеризуется мобилизацией предсушествующих адаптационных механизмов - гиперфункцией или начатом формирования функциональной системы, ответственной за адаптацию. В основе этой стадии лежит триада изменений:

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Психологическая сущность самообразования школьников
Что же такое самообразование с психологической точки зрения? Трактовка и самостоятельной работы, и самообразования зависит от того, как понимается сам процесс учения. Если учение сводится к накоплению новых знаний, то соответственно и виды самостоятельного учения рассматриваются как дополнительная ...

Дидактические основы использования аудиовизуальных средств обучения
Качество проведения занятий в школе саду зависит от наглядности изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные аудиовизуальные средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: являются источником информации; рационализируют формы пр ...

Дифференциация в обучении старшеклассников
Дифференциация в курсе информатики просто необходима, сейчас в современном мире, все больше происходить изменение стериатипов обучения не только предмета информатика, но и многих других. Современные школы переходят на уровневую дифференциацию. Для того чтобы лучше разобраться как проходило изменени ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru