Педагогика и воспитание » Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников » Классификация методов обучения естествознания

Классификация методов обучения естествознания

Страница 1

Метод - слово греческого происхождения, в буквальном переводе означает путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. В методике обучения под методом обычно понимают совокупность приемов, теоретических (мысленных) и практических операций, обеспечивающих овладение учебным содержанием.

Методические приемы - это конкретные действия, предпринимаемые педагогом, направленные на овладение логическими или прикладными умениями. Например, приемы сопоставления разномасштабных карт, определения скорости течения и ширины реки, измерения высоты и крутизны склона и т.д. Таким образом, прием как категория частной дидактики (методики) является более узкой таксономической единицей, чем метод. Каждый метод состоит из множества взаимосвязанных между собой приемов. Не владея методическими приемами, невозможно овладеть методами обучения предмету.

В дидактике выделят до 10 классификационных групп методов. Известны классификации по уровням познавательной деятельности обучаемых (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), по способам приобретенных знаний (Т.С. Назарова, Н.К. Казанский), по основным дидактическим задачам (М.А. Данилов, Б.Л. Есипов), по источникам знаний (С.И. Петровский, И.С. Матрусов, В.П. Голов).

В образовательных областях, рассматривающих Землю и происходящие на ней процессы и явления, они сами или их отражения и изображения служат основными источниками учебного знания, поэтому объективному началу в учебном процессе при изучении наук о Земле наиболее полно отвечают методы, выделенные по источникам природоведческих знаний.

Методологическим основанием для выделения и группировки методов обучения естествознанию и экологии по источникам знаний служит философское представление о сходстве объектов и методов их изучения в естественных науках и обучении естествознанию. Общим здесь является деятельность субъекта по изучению объекта. В научном познании объект - окружающая среда, а субъект - исследователь с его деятельностью, направленной на изучение объекта.

В обучении естествознанию объектом служит содержание учебного предмета, а субъектом - учащийся, деятельность которого направлена на овладение этим содержанием. Учитель, руководя процессом учения, т.е. овладения учеником содержания предмета, помогает ему (ученику) выбрать рациональные способы и средства этого познания. Вот почему применительно к школьному естествознанию методы обучения отражают способы познания в естественных науках, как единственно соответствующие содержанию естественнонаучных знаний. Работа с картами, натуральными объектами и моделями, наблюдения в природе - все это виды деятельности, связь которых с исследовательской деятельностью в естественных науках очевидна. Таким образом, методика преподавания предметов естественнонаучного цикла в значительной мере развивается за счет дидактической адаптации методов науки в методы обучения.

Классификация методов обучения естествознанию по источникам знаний позволяет выделить следующие методы:

1. Практические методы (наблюдение объектов и явлений в природе, опыты с ними).

2. Наглядные методы (работа с демонстрационными объектами, различными, наглядными пособиями).

3. Словесные методы (рассказ, беседа, диалог, лекция).

Наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов) с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Использование практических методов обучения (игра, элементарные опыты и моделирование) в процессе ознакомления с природой позволяет учителю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания.

Словесные методы (рассказы учителя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы) используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их, помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

Одними из ведущих методов изучения природы являются практические.

Практические методы обучения - характеризуются тем, что при их применении включаются в процесс усвоения знаний различные виды деятельности школьников. Это разработка плана, ознакомление с объектами, осмысление задания, практическая работа по его выполнению, оформление результатов, подведение итогов выполненной работы и др. Практические методы при изучении природоведения применяются широко, потому что способствуют наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Приёмы формирования толерантного сознания старшеклассников в процессе обучения истории
В настоящее время в ряду актуальных проблем, требующих своего изучения и решения, выдвигается проблема формирования толерантного сознания школьников. Актуальность обусловлена потребностью общества в толерантном человеке, способном строить коммуникацию на основе признания и уважения разной этнонацио ...

Теоретические основы раздела «Алгоритм и исполнители»
Изучение раздела «Алгоритмы и исполнители» обычно начинается с исторической справки. Появление алгоритмов связано с именем математика Аль Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических действий. Первоначально под алгоритмом понимали только правила выполнения четырех арифметических ...

Понятие "познавательный интерес" в разных аспектах
Целью данного параграфа является рассмотрение понятия "познавательный интерес" в историческом, психологическом и дидактическом аспектах. Рассмотрим историко-педагогический аспект формирования познавательного интереса. Так например Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитан ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru