Педагогика и воспитание » Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников » Классификация методов обучения естествознания

Классификация методов обучения естествознания

Страница 1

Метод - слово греческого происхождения, в буквальном переводе означает путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. В методике обучения под методом обычно понимают совокупность приемов, теоретических (мысленных) и практических операций, обеспечивающих овладение учебным содержанием.

Методические приемы - это конкретные действия, предпринимаемые педагогом, направленные на овладение логическими или прикладными умениями. Например, приемы сопоставления разномасштабных карт, определения скорости течения и ширины реки, измерения высоты и крутизны склона и т.д. Таким образом, прием как категория частной дидактики (методики) является более узкой таксономической единицей, чем метод. Каждый метод состоит из множества взаимосвязанных между собой приемов. Не владея методическими приемами, невозможно овладеть методами обучения предмету.

В дидактике выделят до 10 классификационных групп методов. Известны классификации по уровням познавательной деятельности обучаемых (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), по способам приобретенных знаний (Т.С. Назарова, Н.К. Казанский), по основным дидактическим задачам (М.А. Данилов, Б.Л. Есипов), по источникам знаний (С.И. Петровский, И.С. Матрусов, В.П. Голов).

В образовательных областях, рассматривающих Землю и происходящие на ней процессы и явления, они сами или их отражения и изображения служат основными источниками учебного знания, поэтому объективному началу в учебном процессе при изучении наук о Земле наиболее полно отвечают методы, выделенные по источникам природоведческих знаний.

Методологическим основанием для выделения и группировки методов обучения естествознанию и экологии по источникам знаний служит философское представление о сходстве объектов и методов их изучения в естественных науках и обучении естествознанию. Общим здесь является деятельность субъекта по изучению объекта. В научном познании объект - окружающая среда, а субъект - исследователь с его деятельностью, направленной на изучение объекта.

В обучении естествознанию объектом служит содержание учебного предмета, а субъектом - учащийся, деятельность которого направлена на овладение этим содержанием. Учитель, руководя процессом учения, т.е. овладения учеником содержания предмета, помогает ему (ученику) выбрать рациональные способы и средства этого познания. Вот почему применительно к школьному естествознанию методы обучения отражают способы познания в естественных науках, как единственно соответствующие содержанию естественнонаучных знаний. Работа с картами, натуральными объектами и моделями, наблюдения в природе - все это виды деятельности, связь которых с исследовательской деятельностью в естественных науках очевидна. Таким образом, методика преподавания предметов естественнонаучного цикла в значительной мере развивается за счет дидактической адаптации методов науки в методы обучения.

Классификация методов обучения естествознанию по источникам знаний позволяет выделить следующие методы:

1. Практические методы (наблюдение объектов и явлений в природе, опыты с ними).

2. Наглядные методы (работа с демонстрационными объектами, различными, наглядными пособиями).

3. Словесные методы (рассказ, беседа, диалог, лекция).

Наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов) с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Использование практических методов обучения (игра, элементарные опыты и моделирование) в процессе ознакомления с природой позволяет учителю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания.

Словесные методы (рассказы учителя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы) используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их, помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

Одними из ведущих методов изучения природы являются практические.

Практические методы обучения - характеризуются тем, что при их применении включаются в процесс усвоения знаний различные виды деятельности школьников. Это разработка плана, ознакомление с объектами, осмысление задания, практическая работа по его выполнению, оформление результатов, подведение итогов выполненной работы и др. Практические методы при изучении природоведения применяются широко, потому что способствуют наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Характеристика детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познава ...

Практическое обоснование проблемы активизации учебной деятельности младших школьников при изучении темы «Площадь фигур»
Основные задачи изучения геометрические материала в 1-4 классах заключаются в том, чтобы создать у детей четкие и правильные геометрические образы, развить пространственные представления, вооружить их навыками черчения и измерения, имеющими большое жизненно-практическое значение, и тем самым подгот ...

Социокультурные основы специального образования
Концепция Социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, распространенная до Середины ХХ в. как за рубежом, так и в нашей стране, сформировалась в конце ХIХ — начале ХХ в. под влиянием философии Ценности (В.Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт). В ее основе лежала идея о социальной полезно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru