Педагогика и воспитание » Становление и развитие дидактических систем » Зарубежные дидактические системы прошлого

Зарубежные дидактические системы прошлого

Страница 2

По мнению педагога Подласого И.П., главный вклад Гербарта в дидактику состоит в вычленении этапов (ступеней) обучения. Его схема такова: ясность - ассоциации - система - метод. Процесс обучения протекает от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера. Практика в этой схеме, как видим, отсутствует. Эти формальные уровни не зависят от содержания обучения, определяют ход учебного процесса на всех уроках и по всем предметам.

В системе дидактических принципов 19 в. важное место заняли основы развивающего обучения, сформулированные в работах немецкого педагога Ф. Дистервега. В его книге "Руководство к образованию немецких учителей", вышедшей в 1835 г., приводится обобщающая система дидактических правил, направленных на обеспечение наглядности и доступности материала обучения, сознательности усвоения знаний, заинтересованности и личной активности учащихся в процессе обучения.

Дидактика американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи разработана с целью противопоставления авторитарной педагогике гербартистов, вошедшей в противоречие с прогрессивным развитием общества и школы. Данную дидактическую систему называют педоцентрической или прогрессивистской. Основатель этого направления Джон Дьюи обозначил свою систему как обучение "путем делания", это было обучение, исходившее из практической деятельности ребенка и являвшееся результатом его личного практического опыта. Такую систему Дьюи противопоставлял классической школьной системе, которую он критиковал за раздробленность и широту охвата дисциплин, академичность в смысле оторванности от жизни и личного опыта ребенка.

В 20-х - 30-х годах 20 века идет активное развитие прагматической педагогики, связанной с разработками различных вариантов метода проектов, суть которого заключалась в обучении путем выполнения ряда постепенно усложняющихся практических заданий. Как утверждает Хуторской В.И., теоретические положения метода проектов основаны на идеологии "обучения посредством делания" Дьюи и его последователей и в полной степени отражали минусы этого направления, связанные с отсутствием систематичности, плановости, постепенного углубления и расширения объема приобретаемых знаний. Однако в определенном смысле становление сегодняшней системы дополнительного образования, с ее упором на создание творческой среды для занятий детей в областях сферы их интересов, представляет собой следствие развития метода проектов. Результаты развития этих методов во многом используются также при построении планов среднего профессионального образования, планов производственной практики.

По сравнению с "традиционной" гербартианской системой Дьюи предложил смелые новшества, неожиданные решения. Место "книжной учебы" занял принцип активного учения, основой которого является собственная познавательная деятельность учащегося. Место активного учителя занял учитель-помощник, не навязывающий, а лишь помогающий ученику. "Прогрессивистская" дидактика Дьюи пыталась решать именно те вопросы, где "традиционная" дидактика Гербарта оказывалась бессильной. В результате были хорошо разработаны "полярные", противоположные решения одних и тех же проблем, дававшие прекрасные результаты в отдельные моменты обучения. Последовавшие за тем исследования были направлены на то, что бы, сохраняя всё лучшее из древней, традиционной и прогрессивистской системы, найти новые решения злободневных вопросов. Дидактику, занявшуюся этими поисками, назвали новой.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Анализ реализации комплекса игр на практике
С самого начала мы решали задачи включения игр по развитию речевого дыхания детей в общую игровую деятельность. Это положительно сказывалось на ведении игры, поскольку дети привыкли играть в это время с воспитателем и новый вид игровой деятельности который, принес разнообразие в их жизнь явно вызва ...

Влияние семьи на становление личности ребенка
Педагог, работающий с коллективом учащихся (воспитанников), должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его ха ...

Роль операций вероятностного прогнозирования в процессе чтения
Для обозначения и раскрытия роли вероятностного прогнозирования в процессе чтения, стоит для начала раскрыть само понятие чтения, как процесса. Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе его процесса, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru