Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 54». В эксперименте участвовали старшие дошкольники (10 человек). Возраст детей (от 5,6 до 6 лет).
Детский сад воспитательно-образовательную работу осуществляет по программе «Детство», раздел экологического воспитания «Ребенок открывает для себя мир природы», представлен авторами Н.Н. Кондратьевой и Л.М. Маневцевой.
Отметим, что наблюдения за неживой и живой природой в старшей группе носят более систематический и длительный характер, чем в предыдущих группах. Во время прогулок и экскурсий воспитатель читает стихотворения о природе, загадывает загадки, знакомит с народными пословицами, приметами, что, несомненно, усиливает впечатления детей.
Программа по ознакомлению дошкольников с природой определяет объем сведений и представлений о мире природы (живом и неживом). Оговорим, что в рамках данного исследования будет осуществляться работа по формированию у детей правильного отношения к природе в процессе наблюдений.
Старшие дошкольники должны владеть следующим объемом знаний:
наблюдать за явлениями природы, вести себя так, чтобы не навредить природе;
знать, что в природе нет вредных (плохих, некрасивых) растений и животных, поскольку все существующие живые организмы нужны для поддержания природного равновесия;
знать о помощи, которую человек способен оказывать природе;
эстетически относиться к природе, любить ее, уметь радоваться природным явлениям;
уметь отражать свои эстетические впечатления в рисовании, лепке, аппликации, делиться своими впечатлениями, полученными из разных источников (экскурсия, прогулка, наблюдение, беседа, просмотр телепередач и др.).
Исходя из этого, выделяются три уровня эстетической воспитанности дошкольников:
Высокий – любит природу, умеет находить и видеть прекрасное в природе, демонстрирует знания по всем перечисленным критериям (см. выше).
Средний – любит природу, но только вдали от нее (по телевизору, в книгах, на картинках), встречаются пробелы в знаниях по указанным критериям.
Низкий – не проявляет интереса к природе, не стремится общаться с природой, демонстрирует неудовлетворительный уровень знаний о природе.
Экспериментальная работа, направленная на формирование эстетических чувств старших дошкольников в процессе наблюдения, включила в себя три этапа.
1 этап - констатирующий эксперимент
Цель: выявить исходный уровень эстетического отношения дошкольников к природе.
2 этап – формирующий эксперимент
Цель: формирование эстетических чувств старших дошкольников с помощью метода наблюдения.
3 этап – контрольный эксперимент
Цель: итоговая диагностика уровня эстетического отношения дошкольников к природе.
Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента.
Методы констатирующего эксперимента: анкетирование (родителей), наблюдение, воспроизводящая беседа.
На первом этапе нами было проведено анкетирование родителей старших дошкольников.
Результаты анализа анкет позволили сделать следующие выводы.
На вопрос «Как часто Вы с ребенком совершаете прогулки?», были получены следующие ответы: «Каждый день, ведь я отвожу и забираю ребенка из садика», «К сожалению, не так часто, очень занята», «Почти никогда», «Мы живем в своем доме, зачем ходить куда-то, гуляй себе, да гуляй на участке», «В садике он гуляет каждый день, а дома гуляет во дворе по выходным». Из 10 респондентов, 5 ответили, что не гуляют с детьми, 3 респондента ответили, что гуляют, но очень редко, 2 респондента отметили, что стараются регулярно совершать прогулки с детьми.
Итак, родители практически не гуляют с детьми, считая, что все прогулки могут сводиться к играм во дворе (а в современных дворах, как правило, природы нет вовсе), либо к прогулкам на садовском участке. К сожалению, родители забыли, что значит прогулка, а ведь именно в ходе совместной с ребенком прогулки и начинает формироваться эмоционально-эстетическое отношение к природе.
Ответы на вопрос «Как часто Вы с ребенком говорите о природе?» не слишком порадовали нас. Родители мотивируют свое нежелание говорить о природе с ребенком своей занятостью, а, подчас, и неумением говорить на такие «отвлеченные» темы. «Мы почти никогда не говорим о природе», «Говорим, когда видим что-то из ряда вон выходящее: например, солнечное затмение, крупный град, когда увидим что-то необычное и красивое», «Говорим довольно часто, особенно, когда по телевизору показывают что-то необычное». Итак, большинство родителей уверены в том, что разговоры о природе могут быть вызваны исключительными случаями, и, опять-таки, сведениями, полученными при просмотре телепередач.
Из 10 родителей, лишь 3 с уверенностью смогли сказать, что довольно часто беседуют с ребенком о природе. 6 респондентов беседую от случая к случаю, 3 респондента – вообще не беседуют с дошкольниками о природе.
Как показали ответы на вопрос о домашних животных и растениях в домах воспитанников, большинство (8 человек) держат дома животных (кошки, собаки, черепаха, рыбки, попугай), у всех 10 респондентов есть комнатные растения.
Другое по теме:
Содержание понятия «здоровьесберегающая культура»
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что одной из приоритетных задач современного этапа развития системы образования должно стать формирование здоровьесберегающей культуры подрастающего поколения. На сегодняшний день в педагогической науке не сложилось однозначного толкования сущност ...
Диагностика общей и мелкой моторики детей 3-х летнего возраста
Задание 1. Ходьба по лестнице. Задание 2. Прыжки на месте. и с чередованием ног) Задание 3. Бросание и ловля мяча. Задание 4. Диагностика мелкой моторики. Физические упражнения. Уровень развития Ходьба по лестнице Прыжки на месте Бросание и ловля мяча На основе проведенных опытов и обследования бол ...
Развитие мышления и речи на уроках математики
Способность четко, логически совершенно мыслить и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждается руководитель предприятия и рабочий, ученый и инженер, педагог и экономист, врач и агроном. Вот почему вопросы развития мышления и речи являются одними из основн ...