Педагогика и воспитание » Особенности ценностно-смысловой сферы у подростков с разным уровнем компьютерной грамотности » Ценностно- смысловая сфера личности как важнейший регулятор поведения и деятельности человека

Ценностно- смысловая сфера личности как важнейший регулятор поведения и деятельности человека

Страница 2

Наиболее типичными, с точки зрения И.Г. Сенина, для большинства людей являются следующие сферы: а) профессиональной жизни; б) обучения и образования; в) семейной жизни; г) общественной жизни; д) увлечений.

И.Г. Сенин пишет, что терминальные ценности в той или иной мере проявляются во всех названных выше жизненных сферах, каждая из которых в силу своей объективной обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей, поэтому сферы, способствующие этой реализации в наибольшей степени, приобретают для индивида наибольшую значимость.

Для исследования смысложизеннных ориентаций мы использовали "Тест смысло-жизненных ориентаций" (СЖО), разработанный Д.А. Леонтьевым. Опросник содержит 20 пунктов, представляющих собой полярные суждения относительно "качеств жизни" испытуемого, например, "Я обычно: ужасно скучаю – полон жизни и энтузиазма". В опроснике СЖО 5 шкал:

"Цели в жизни". Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

"Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни". Определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем, восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что единственный смысл жизни в том, чтобы жить.

"Результативность жизни или удовлетворенность самоактуализацией". Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна прожитая ее часть.

"Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни)". Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни (Я-концепция).

"Локус контроля – жизнь или управляемость жизни". Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь подвластна сознательному контролю.

Первые три фактора образуют смысложизненные ориентации: цели в жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее) и удовлетворенность самореализацией (прошлое). Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля как общее мировозренческое убеждение в том, что контроль возможен, и собственную способность осуществлять такой контроль.

Необходимым условием эффективной индивидуальной жизни является синхронизация временных локусов смысла. Процесс синхронизации временных локусов исследователи описывают как особое состояние личности – актуальное смысловое состояние, которое регулирует процесс интеграции личности и окружающей действительности и во многом определяет адекватность субъективного действия относительно объективной реальности.

Это смысловое отношение и определяет субъектную временную перспективу: значение (смысл) прошлого опыта, осмысленность настоящего (реальности здесь и теперь) и определяют состояние субъективной смысловой реальности индивида – ее границы, ценностные компоненты и собственно направленность личностного смысла (к ситуации, к себе, к другим, к жизни). Актуальное смысловое состояние (АСС) представляет собой совокупность актуализированных, генерализованных смыслов, размещенных во временной перспективе (опыт, реальность, цели). Это своего рода переживание ситуации, выполняющее функцию перевода смыслов индивидуальной системы с более низкого уровня на более высокий.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Методика изучения темы "Прямоугольник"
В учебнике "Геометрия 7-11" А.В. Погорелова понятие "прямоугольник" вводится в §6 "Четырехугольники" в пункте 54 "Прямоугольник": Прямоугольник - это параллелограмм, у которого все углы прямые. В учебнике "Геометрия 7-9" Л.С. Атанасяна тема "Пр ...

Анализаторы человека
Анализатор - подсистема центральной нервной системы, обеспечивающая приём и первичный анализ информации. Периферийная часть анализатора -рецептор, центральная часть анализатора - мозг. Зрение имеет для человека первостепенное значение. Зрительный анализатор позволяет получить представление о предме ...

Система упражнений стохастического характера
Нами разработана система заданий, которые могут быть использованы в ходе работы на дополнительных занятиях по математике. Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу - это требования современной жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует сов ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru