Новая педагогика » Формирование эстетических чувств старших дошкольников » Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста

Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста

Страница 3

Достижение задачи наблюдения связано с планомерным использованием способов восприятия, которыми владеет ребенок. Первоначально план вносится взрослым, но постепенно этот план становится планом ребенка.

Итог наблюдения как результат деятельности может быть выражен: а) в продуктах деятельности (рисунок, поделка) или отборе материала для нее; б) в форме выбора способа действия с предметом: как осуществить уход за вещами (стирать или чистить), уход за различными растениями (обтереть, опрыскать с учетом особенностей растения) и т.д.; в) результатом наблюдения может быть новое знание в разных его формах: отчетливые образы-представления, суждения (о состоянии предмета или его изменении и др.) и в форме элементарного понятия. Внешним выражением этого знания могут служить ответ на вопрос, рассказ-описание, рассказ-суждение.

Мотивами деятельности наблюдения у детей дошкольного возраста является стремление к достижению результатов в продуктивной деятельности и познавательное отношение ребенка к окружающему.

Таким образом, наблюдение представляет собой сложную познавательную деятельность.

Отсюда следует вывод: развитие этой деятельности не может осуществляться как побочный результат воспитательной работы, направленной на формирование различных видов продуктивной деятельности.

Задача развития и формирования деятельности наблюдения по-прежнему должна оставаться самостоятельной, одной из важных задач умственного воспитания дошкольника.

Широкие сенсорные основы деятельности наблюдения делают ее доступной детям дошкольного возраста. Данные детской психологии, и особенно работы по дидактике детского сада, показали большие возможности детей в формировании у них умения элементарно планировать свою деятельность в зависимости от принятых задач, высокие возможности детей дошкольного возраста в освоении обобщенных способов восприятия; их большие возможности в овладении этой деятельностью.

Чем определяется необходимость обучения деятельности наблюдения?

Прежде всего теми возможностями общего умственного развития, которые представляет деятельность наблюдения.

Необходимость обучения наблюдению определяется и характером тех знаний, которые формируются в дошкольном возрасте. Основным содержанием знаний дошкольника (с точки зрения их психологической структуры) являются представления, т.е. образы ранее воспринятых предметов и явлений (А.А. Люблинская и др.). И хотя к старшему дошкольному возрасту нарастает тенденция к обобщению знаний (А.В. Запорожец. В.В. Давыдов и др.), значение наглядно-действенного и наглядно-образного познания сохраняется и в этом возрасте. Формирующиеся элементарные понятия отражают прежде всего предметную сущность окружающего мира. Таким образом, основное содержание знаний формируется в процессе наблюления. Умение наблюдать обеспечивает полноту и адекватность формирующихся знаний.

Совершенствование различных видов продуктивной деятельности зависит не только от развития отдельных видов восприятия, но и от умения видеть предметы и явления во всем разнообразии качеств, свойств и сторон, связей и отношений.

Эти умения и развиваются в деятельности наблюдения.

Развитие деятельности наблюдения в дошкольном возрасте обеспечивает подготовку детей к школе. Одним из видов учебной деятельности, которая используется в обучении детей в начальных классах, является деятельность наблюдения. Становясь в младших классах одним из видов учебной деятельности, наблюдение затем перерастает в один из важнейших методов научного познания мира.

По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется и наблюдательность как важнейшее качество личности: умение видеть предметы и явления окружающего мира во всем разнообразии и богатстве свойств и качеств, связей и отношений, умение видеть изменение и развитие окружающих предметов и явлений, причины и следствия и т.д.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...

Наличие образовательных эффектов в рассматриваемых медиа-проектах
Рассмотрим ситуацию на примере проекта "Белка". Практика показывает, что при выходе такого проекта на целевую аудиторию, отличающуюся от ближайшего окружения авторов (круга друзей и знакомых, школы), школьники сталкиваются с трудностями как технического, так и содержательного характера, ч ...

Особенности программы физического воспитания
В США основными аспектами программы дошкольного физического воспитания считаются следующие: формирование психомоторных навыков, подвижные игры, гимнастика, танцы, физическая подготовленность, игры на воде. В наиболее общем виде структура программ по физическому воспитанию в дошкольный период склады ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru