Новая педагогика » Особенности профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов » Психологическое сопровождение профориентации

Психологическое сопровождение профориентации

Страница 1

Основным в профориентации является ее психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные профконсультации.

Для профессиональной диагностики личности учащегося используются следующие методы и формы работы:

1. Наблюдение. Оно может быть непосредственным (связи прямые между исследователями и наблюдаемыми) и опосредованным (есть посредник между исследователем и наблюдаемым). Наблюдение также может быть открытым, (человек знает, что за ним ведется наблюдение), скрытым (проводится с помощью технических средств и человек не знает, что за ним ведется наблюдение), включенным и не включенным, кратковременным и длительным, непрерывным и дискретным (прерывистым), монографическим и узким.

2. Анализ документов и результатов деятельности:

– личные дела;

– итоги медицинских обследований;

– классные журналы;

– творческие сочинения, изделия и т. д.

3. Анализ практических действий учащихся в школе, общественных местах, в семье. Подведение итогов реализации жизненных планов выпускников школ.

Метод анкетирования. Он не универсален и имеет ряд недостатков. Этот метод в известной степени субъективен, так как на его результатах, во-первых, неизбежно сказываются влияние человека, проводящего анкетирование, элементы субъективизма анкетируемых, во-вторых, часто от неумелого пользования им могут быть получены ложные данные. Вместе с тем следует учесть, что не всегда целесообразно и возможно обращение с анкетами к учащимся (тем более младшего возраста). Проведением анкетного опроса ни в коем случае нельзя злоупотреблять.

Беседы-интервью. Для них должна быть характерна тематическая направленность. Они могут проводиться как с самими учащимися, так с учителями, классными руководителями, завучами, директорами школ, родителями и т. д.

Педагогический эксперимент. Он может проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. Педагогический эксперимент может быть применен для исследования эффективности тех или иных методов и форм профориентационной работы. В ходе эксперимента используют наблюдение, беседу, анкетирование и т. д.

Метод сравнения. Анализ результатов эксперимента проводят методом сравнения. В связи с этим предварительно определяют экспериментальные и контрольные группы (классы) учащихся. В экспериментальных группах (классах) проводят опытно-экспериментальную работу по исследуемому вопросу. В контрольных группах (классах) работу организуют в обычной, ранее существовавшей форме.

По результатам профдиагностики можно проводить профессиональные консультации. Профконсультация имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

Различают следующие виды консультаций:

справочные, в ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, требования к приему на работу или учебу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста;

диагностические, направлены на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии;

медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья учащегося, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии и др.

Из вышеизложенного можно сделать выводы о том, что профориентационная деятельность включает в себя большую и трудоемкую работу. Она складывается из многих составляющих:

1. Навыки целеполагания и мотивы самоопределения являются первоначальной стадией формирующие структуру учебных и профессиональных целей учащихся, самоопределение же систематизируют действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций, а так же и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку
Поскольку объектом нашего исследования является процесс совершенствования речевых умений, рассмотрим способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку. Как было отмечено в параграфе 1.2, в процессе обучения устной речи учащиеся овладевают умениями логично и последовательно ...

Университеты в Канаде
Во второй половине 1990-х годов в Канаде существовало 78 университетов, обладающих правом присвоения ученой степени. В большинстве университетов обучение ведется на английском языке. В нескольких учебных заведений, в основном в Квебеке, преподавание ведется на французском языке, а еще в нескольких, ...

Формы дистанционного обучения
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих ди ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru