«На катке»
Вопросы экспериментатора для обсуждения.
- Как вы думаете, почему девочка упала и стала плакать?
- Как вы думаете, почему Витя так поступил?
- Как вы считаете, плохо или хорошо поступил Витя?
Итог: «Да, Витя поступил плохо. Он толкнул девочку, а встать ей не помог. А наоборот, посмеялся над ней. Так как Витя нельзя поступать».
«В одном доме»
Вопросы экспериментатора для обсуждения.
- Как вы думаете, почему Ваня дернул за косичку Таню?
- Как вы думаете, а почему Таня не дала сдачи Ване, а ударила ногой Барбоса?
- Как вы считаете, почему Барбос не укусил Таню, а укусил утку?
- Как вы думаете, почему утка не стала трогать цыпленка?
- Что было потом?
- Как вы считаете, кто из героев поступил правильно, а кто неправильно?
Итог: «Да, ребята, утка поступила правильно, потому что маленьких и слабых нельзя обижать. А все остальные герои поступили плохо».
Интерпретация данных:
проводится на основании ответов детей на вопросы по сюжету художественного произведения.
Следующим шагом на констатирующем этапе был опрос детей на умения дифференцировать отдельные этические понятия такие, как «доброта», «честность», «справедливость». Для решения этой задачи с детьми была организована беседа по вопросам:
1. Что такое «доброта»?
2. Что такое «честность»?
3. Что такое «справедливость»?
4. Что такое «вежливость»?
5. Что такое «злость»?
6. Что такое «дружба»?
Результаты опроса детей контрольной и экспериментальной группы отражены в таблицах.
Методика 4 Беседа с детьми
Цель:изучить умение дифференцировать отдельные этические понятия такие, как «доброта», «честность», «справедливость»Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников
Материал:
протокол опроса детей
Ход исследования:
Исследование проводится индивидуально. Беседа с ребенком ведется в непринужденной форме. В протоколе фиксируются не заметно для ребенка его ответы.
Обработка результатов:
Мы разработали критерии оценки ответов детей: правильность определения понятия, приведения примеров, характеризующих данное понятие, эмоциональная оценка понятия. Были определены показатели каждого уровня.
Низкий уровень — ребенок неправильно дифференцирует понятия, не может привести примеры, эмоциональные отсутствуют.
Средний уровень — правильно дифференцирует часть понятий, некоторые из них обосновывает примером; эмоциональные реакции выражены слабо.
Высокий уровень — ребенок правильно дифференцирует понятия, закрепляет каждое примером, эмоциональные реакции ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.
В ходе беседы было выяснено, что 75% детей контрольной группы и 75% детей экспериментальной группы смогли объяснить понятие «доброта», 25% детей контрольной группы и 12,5% детей экспериментальной группы смогли дать определение понятию «честность», 50% детей и контрольной и экспериментальной группы смогли дать определение понятию «дружба». В результате беседы все дети разделились по уровням следующим образом:
Контрольная группа:
Низкий уровень – 50% (4 ребенка)
Средний уровень – 37, 5%(3 ребенка)
Высокий уровень – 12,5% (1 ребенок)
Экспериментальная группа:
Низкий уровень – 62,5 % (5 детей)
Средний уровень – 37, 5%(3 ребенка)
Высокий уровень – 0%
Диаграмма 1. Результаты опроса детей контрольной группы на констатирующем этапе
Диаграмма 2. Результаты опроса детей экспериментальной группы на констатирующем этапе
На основе исследования было выяснено, что с детьми не проводилась серьезная работа по нравственному воспитанию, этические представления у ребят не правильно сформированы, а у некоторых вообще отсутствуют. Так же было выявлено, что многие из обследованных детей плохо дифференцируют отдельные понятия, они путают понятия «доброта», «честность», «справедливость». Хотя следует отметить, что среди обследуемых детей были и те, которые правильно дифференцируют понятия. Но так же следует заметить, что обследование проводилось на начало учебного года, что, конечно же, могло ухудшить результаты исследования.
Другое по теме:
Механизмы развития дислексии
Чтобы понять механизмы развития этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое. Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора: речедвигательный, который помо ...
История формирования понятия числа
Несомненно, что для школьной математики число является тем понятием, с которого начинается обучение и которое сопровождает школьника до конца обучения. Понятие целого числа возникло в незапамятные времена. Вначале это было вызвано необходимостью считать конкретные предметы: пять овец, восемь мужчин ...
Исторические вопросы методики преподавания математики в России
Математическое образование в России находилось в 9—13 веках на уровне наиболее культурных стран Восточной и Западной Европы. Затем оно было надолго задержано монгольским нашествием. В 15—16 веках в связи с укреплением Русского государства и экономическим ростом страны значительно выросли потребност ...