Новая педагогика » Теоретический анализ влияния физических упражнений на детей дошкольного возраста с речевой патологией » Развитие речи у детей

Развитие речи у детей

Во второй половине первого года у нормально развивающегося ребёнка обычно появляется лепет, к 9-10 месяцам он активизируется, обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на готовое обращение взрослого. Отсутствие или бедность лепета у ребёнка настораживают, так как это может свидетельствовать о нарушении у ребёнка слуха, артикуляционной моторики, о детском церебральном параличе, о том, что дальше у ребёнка выявится тяжёлое недоразвитие речи по всем речевым компонентам. К году у нормально развивающегося малыша появляется предметно-действенное общение. Контакт с ребёнком устанавливается с помощью ярких игрушек, манипулируя ими. У ребёнка появляется интерес к новым игрушкам, отмечается избирательное отношение к ним. При отставании в психическом развитии у ребёнка отсутствует адекватная реакция на незнакомого человека, нет интереса к игрушкам, познавательные и эмоциональные реакции на новизну отсутствуют. У ребёнка до года выявляется реакция на речь взрослых, он выполняет отдельные просьбы («дай», «принеси», «покажи», «где?» и др.), правильно реагирует на слово «нельзя» (перестаёт тянуться к предмету) и т.п. Особенностью этого возраста является появление общения ребёнка со взрослыми при помощи звукосочетаний. Одновременно появляется интерес к рассматриванию книг с картинками. Постепенно начинают узнавать знакомые картинки, показывает некоторые при назывании взрослыми и пытается назвать сам лепетными словами. Развивается интерес к ритмам песен. Отсутствие в этом возрастном периоде понимания и попыток собственного называния свидетельствует об имеющемся у ребёнка отставании в психическом развитии, хотя индивидуальные колебания в развитии речи в этом возрасте достаточно велики и зависят от индивидуального варианта развития ребёнка и от степени активности взрослого в общении с ребёнком .

Важная роль в психическом развитии ребенка принадлежит речи. Речевое недоразвитие часто сочетается с задержкой психического развития ребёнка.

В разные возрастные периоды выявляется преобладание разных форм общения: в 6-9 месяцев при общении с взрослыми у ребёнка ориентировочная реакция, которая сменяется реакцией ожидания знакомого лица, оживления при его появлении постепенно формируется познавательный интерес, от наличия которого зависит интенсивность психического развития. Появляются элементы общения с помощью жестов: ребёнок тянет руки к тому, что хочет получить, отворачивается от того, что ему не нравиться. Отсутствие стремления ребёнка к общению настораживает, свидетельствуя о какой-то неполноценности. В 2-4 года основная форма общения – эмоционально-практическая; в 4-6 лет преобладает ситуативно-деловое общение, в 6-7 лет основной является – внеситуативно-деловая форма общения. Основными признаками коммуникативной активности являются мотивированность и целесообразность высказывания, его необходимость, быстрота.


Другое по теме:

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и ...

Особенности моторного и речевого развития детей с детским церебральным параличом
Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга — внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т. е. когда основные струк­туры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по данным М. Н. Ни­китиной (1972), 1.71 на 1000 дет­ского населения. Мастюкова Е.М. ...

Современная система образования США
Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе опред ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru