Педагогика и воспитание » Развитие познавательного интереса учащихся на уроке математики начальной школы с помощью сюжетных задач » Что такое сюжетные задачи

Что такое сюжетные задачи

Страница 1

Сюжетная задача – математическая задача, в которой описан жизненный сюжет, а именно, количественная сторона реальных процессов, явлений и ситуаций; она содержит требования найти искомую величину по данным в задаче величинам и связям между ними.

Цели решения сюжетных задач:

Формирование у учащихся общего подхода, общих умений и способностей решения задач;

Глубокое познание математических понятий;

Обучение математическому моделированию;

Развитие логического мышления и творческого потенциала.

Функции задач:

Учебная: формирование системы математических умений, знаний и навыков;

Развивающая: направлена на формирование научно теоретического стиля мышления.

Воспитывающая: формирование научного мировоззрения которое способствует экологическому , экономическому, эстетическому воспитанию.

Контролирующая: уровень и математического развития.

Деятельностный метод обучения решению сюжетных задач – это исследование опорной задачи способом специальной системы учебных задач, а именно:

Решение задач известной математической структуры;

Изменение её условия;

Исследования влияния изменений на решение задачи.

Формы работы:

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Что помогает младшему школьнику в решении задач?

Карточки с печатной основой, краткая запись задачи, рисунок-схема, текст-памятка, опорные схемы задач.

Формы организации поисковой деятельности младших школьников:

Формы организации поисковой деятельности младших школьников:

- Система познавательных задач;

- Эвристическая беседа;

- Метод аналогии;

- Самостоятельное знакомство с новым материалом;

- Исследовательский метод.

Исследования показали, что критериями отбора учебного материала, который целесообразно осваивать в процессе поисковой деятельности младших школьников, является

- Связь нового с ранее усвоенным материалом;

- Возможность логического членения учебного материала на четкие этапы и элементарные задачи;

- Наличие противоречия между опорными и новыми знаниями;

- Готовность школьников к участию в поисковой деятельности.

Каждая из форм организации поисковой деятельности имеет свои функции в приобретении детьми опыта творческой деятельности. Через систему познавательных задач приемами умственной деятельности совершенствуются умения учащихся анализировать, дифференцировать признаки, выделять главное, обобщать, классифицировать, доказывать. Это - тот исполнительный инструмент, без которого не провести ни одной творческой работы.

Эвристическую беседу иногда называют сократовской. Это связано с именем греческого философа Сократа, который так вел беседы со своими учениками, что они самостоятельно приходили к открытию истины. Этот метод способствует организации частично-поисковой деятельности учащихся, когда они самостоятельно выполняют только отдельные шаги поиска, а целостное решение проблемы достигается вместе с учителем. Поэтому эвристическая беседа доступна и для учащихся слабо подготовленных, которые учатся логически рассуждать на образцах.

Реализация познавательных функций беседы начинается с постановки проблемы, когда создается ситуация необходимости поиска нового знания. Здесь следует специально заострить внимание детей на объекте поиска. Когда проблема сформулирована, учащиеся под руководством учителя отделяют известное от неизвестного, актуализируют усвоенные знания. Это делается для того, чтобы выяснить: можно в этом случае пойти известным путем (тогда проблему решают сильные ученики с места, на основе переноса)или надо искать новые способы.

Для структуры эвристической беседы характерно чередование репродуктивных и продуктивных вопросов, побуждающих школьников к напряженной умственной деятельности: осознать противоречие, увидеть проблему, сформулировать ее, выразить разные предположения, определить правильный образ действий.

Чем выше готовность учащихся к участию в поисковой деятельности, тем шире шаги поиска; чем точнее вопрос учителя, тем стройнее структура беседы. Структура беседы - не рядоположна последовательность вопросов и ответов, а их возможную взаимосвязь, исходным моментом которого является проблема - кульминация этого метода, а завершение - развязкой.

Так, вклад эвристической беседы в формировании поисковой деятельности в том, что дети под руководством учителя проходят полный цикл поиска, развернутость которого зависит от уровня их подготовленности и точности вопросов.

Суть метода аналогии в том, что свойства одного объекта выясняются на основе его сходства с другим. В логике установлено, что вероятность полученных знаний на основе аналогии зависит от определенных условий, а именно:

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Закон распределения вероятностей дискретной случайной величины
Для задания дискретной случайной величины не достаточно перечислить все возможные ее значения, нужно еще указать их вероятности. Законом распределения дискретной случайной величины называют соответствие между возможными значениями и их вероятностями; его можно задать таблично, в виде формулы и граф ...

История возникновения вышивки лентами
Вышивка является одним из самых древних видов народного творчества. Первые ее элементы возникли в период первобытно общинного строя. Тогда вместо лент использовались полоски кожи, с помощью которых создавались выразительные узоры. С развитием человечества развивалось и художественное шитье: стали п ...

Исследование теории вопроса воспитания нравственно-патриотических чувств у детей
В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающи ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru