На этапе пропедевтики (первый курс) студенты, с одной стороны, получали некоторую первоначальную информацию об игре, специфике игровой деятельности при изучении курсов «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Общая психология», с другой стороны, субъективный опыт игровой деятельности, игровые моменты, отдельные игровые ситуации были включены в семинарские и лабораторно-практические занятия по этим дисциплинам. Пропедевтический этап был ориентирован, главным образом, на развитие эмоционально-ценностного и частично когнитивного и операционально-деятельностного компонентов игровой компетентности, его цель состояла в развитии мотивации студентов, их положительного отношения к игровым технологиям, в обеспечении их личностной включенности в игровые ситуации. При работе со студентами на этапе пропедевтики, мы учитывали особую значимость первой встречи будущего учителя с психологическим и педагогическим знанием. Учитывая слова С.Л. Рубинштейна о том, что учебный материал «может привлечь и вызвать стремление глубже в него проникнуть, иногда он может точно также сразу оттолкнуть; первые встречи иногда бывают решающими» [167, с.503], мы проводили тщательный отбор наиболее интересной информации. С этой целью были разработаны технологические карты, позволяющие выделить и акцентировать в каждой психологической и педагогической дисциплине тот учебный материал, который имеет особое значение для формирования игровой компетентности студентов.
Таблица 2
Технологическая карта по дисциплине «Общая психология»
Название психологических дисциплин |
Учебный материал, используемый при формировании игровой компетентности |
Игровая компетентность |
Общая психология | ||
Введение в общую психологию Сферы психики (психология познавательных процессов, потребности, мотивы и эмоционально-волевая сфера психики, индивидуально-психологические особенности психики) |
Психология как современная наука, современное представление о предмете науки, ее особенностях, структуре, методах и тех состояний и психологических фактах, в которых проецируется внутренние психологические свойства и особенности, и по которым исследователи, пользуясь специальными методами, познают их. Современной категории психологии, которые раскрывают суть общепсихологической теории (сознание, деятельность, общение, личность). Теория личности, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Ощущения, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Побудительные и регулятивные состояния психики. Индивидуально-психологические особенности психики. |
Понятие деятельности. Основные виды деятельности, их характеристика. Игровая деятельность, ее общие и специфические черты. Теория личности, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Развитие в процессе игры внимания, памяти, умения регулировать свое психическое состояние. Конкретные игры на развитие внимания, памяти, саморегуляции. |
Таблица 3
Технологическая карта по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность»
Название психологических дисциплин |
Учебный материал, используемый при формировании игровой компетентности |
Игровая компетентность |
Введение в педагогическую деятельность | ||
Профессионально -педагогическая деятельность учителя современной школы. Общая характеристика педагогической профессии Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе Педагогическое мастерство учителя Учитель в современном учебно-воспитательном процессе Общие и специфические качества, определяющие профессиональную культуру учителя Самооценка и самовоспитание учителя Учебно-познавательная деятельность студента педвуза Самопознание и самообразование в структуре учебно-познавательной деятельности студента педвуза Техника и культура личного труда студента педагогического вуза |
Возникновение и становление педагогической профессии. Современные социально-педагогические проблемы учительского труда. Гуманистическая направленность профессии учителя. Цели педагогической деятельности. Деятельность современного учителя: ремесло или творчество? Современный учитель как актер и художник. Современный учитель: развитие или выживание. Профессиональный идеал современного учителя: каков он?. Учитель как субъект педагогической деятельности. Требования к личности учителя. Положение учителя в российском обществе: история и современность Учитель как носитель культуры. Педагогические способности и их значение в становлении учителя. Самовоспитание в жизни великих людей. Пути и способы самовоспитания учителя. Этапы профессионального самовоспитания. Роль и значение самовоспитания в жизни современного учителя. (С привлечением результатов собственного исследования). Учебно-познавательная деятельность в школе и педагогическом вузе: преемственность и отличия. Основные общеучебные умения и навыки студента педвуза: сущность, структура. Особенности познавательных мотивов учения студентов педвуза. Студент педвуза как исследователь. Сущность и движущие силы самопознания и самообразования студента педвуза. Современный студент в зеркале самопознания: наиболее характерные особенности. Особенности мотивации самообразования студентов педвуза Понятие культуры учебного труда. Техника личного труда студента педвуза. Научная организация учебного труда студента педвуза. Развитие памяти и внимания (обзор существующих методик). |
Взаимосвязь гуманизации образовательного учреждения и игровой деятельности школьников. Игра – средство демократиизации отношений учителя и учащихся. Творческие характеристики деятельности учителя. Креативность - важнейшее качество современного учителя. Эмпатия. Толерантность, ответственность, характеристика этих профессиональных качеств. Личностное профессиональное развитие учителя в профессиональной деятельности. Субъект и субъектность. Что значит быть субъектом? Качества личности учителя, необходимые для эффективной организации игры (эмпатия, ответственность, толерантность, рефлексия, креативность). Развитие педагогических способностей учителя в процессе реализации игровых технологий. Культура игровой деятельности. Игровые технологии в процессе проф. самовоспитания. Основные компетенции (диагностическая, прогностическая, проектировочная, коммуникативная и.др.), их характеристика. Анализ результатов исследования готовности учителей различных предметов к реализации игровых технологий. Игровые технологии в процессе самопознания студентов. Игра как средство стимулирования самообразовательной деятельности студента. Применение игровых технологий в процессе формирование культуры учебного труда будущего учителя. Применение игровых процедур в диагностике. |
Другое по теме:
Методика изменения учебной деятельности
При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности: Спрашивайте ученика: «Ты доволен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой». Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно интересуйтесь отношением ученика к процесс ...
Нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты
развития письменной речи
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных челов ...
История и перспективы экологического образования
проблемы экологического образования находятся в центре внимания международного сообщества. Стратегическим направлением решения экологических проблем ЮНЕСКО считает создание сети образования, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских д ...