На этапе пропедевтики (первый курс) студенты, с одной стороны, получали некоторую первоначальную информацию об игре, специфике игровой деятельности при изучении курсов «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Общая психология», с другой стороны, субъективный опыт игровой деятельности, игровые моменты, отдельные игровые ситуации были включены в семинарские и лабораторно-практические занятия по этим дисциплинам. Пропедевтический этап был ориентирован, главным образом, на развитие эмоционально-ценностного и частично когнитивного и операционально-деятельностного компонентов игровой компетентности, его цель состояла в развитии мотивации студентов, их положительного отношения к игровым технологиям, в обеспечении их личностной включенности в игровые ситуации. При работе со студентами на этапе пропедевтики, мы учитывали особую значимость первой встречи будущего учителя с психологическим и педагогическим знанием. Учитывая слова С.Л. Рубинштейна о том, что учебный материал «может привлечь и вызвать стремление глубже в него проникнуть, иногда он может точно также сразу оттолкнуть; первые встречи иногда бывают решающими» [167, с.503], мы проводили тщательный отбор наиболее интересной информации. С этой целью были разработаны технологические карты, позволяющие выделить и акцентировать в каждой психологической и педагогической дисциплине тот учебный материал, который имеет особое значение для формирования игровой компетентности студентов.
Таблица 2
Технологическая карта по дисциплине «Общая психология»
Название психологических дисциплин |
Учебный материал, используемый при формировании игровой компетентности |
Игровая компетентность |
Общая психология | ||
Введение в общую психологию Сферы психики (психология познавательных процессов, потребности, мотивы и эмоционально-волевая сфера психики, индивидуально-психологические особенности психики) |
Психология как современная наука, современное представление о предмете науки, ее особенностях, структуре, методах и тех состояний и психологических фактах, в которых проецируется внутренние психологические свойства и особенности, и по которым исследователи, пользуясь специальными методами, познают их. Современной категории психологии, которые раскрывают суть общепсихологической теории (сознание, деятельность, общение, личность). Теория личности, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Ощущения, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Побудительные и регулятивные состояния психики. Индивидуально-психологические особенности психики. |
Понятие деятельности. Основные виды деятельности, их характеристика. Игровая деятельность, ее общие и специфические черты. Теория личности, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Развитие в процессе игры внимания, памяти, умения регулировать свое психическое состояние. Конкретные игры на развитие внимания, памяти, саморегуляции. |
Таблица 3
Технологическая карта по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность»
Название психологических дисциплин |
Учебный материал, используемый при формировании игровой компетентности |
Игровая компетентность |
Введение в педагогическую деятельность | ||
Профессионально -педагогическая деятельность учителя современной школы. Общая характеристика педагогической профессии Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе Педагогическое мастерство учителя Учитель в современном учебно-воспитательном процессе Общие и специфические качества, определяющие профессиональную культуру учителя Самооценка и самовоспитание учителя Учебно-познавательная деятельность студента педвуза Самопознание и самообразование в структуре учебно-познавательной деятельности студента педвуза Техника и культура личного труда студента педагогического вуза |
Возникновение и становление педагогической профессии. Современные социально-педагогические проблемы учительского труда. Гуманистическая направленность профессии учителя. Цели педагогической деятельности. Деятельность современного учителя: ремесло или творчество? Современный учитель как актер и художник. Современный учитель: развитие или выживание. Профессиональный идеал современного учителя: каков он?. Учитель как субъект педагогической деятельности. Требования к личности учителя. Положение учителя в российском обществе: история и современность Учитель как носитель культуры. Педагогические способности и их значение в становлении учителя. Самовоспитание в жизни великих людей. Пути и способы самовоспитания учителя. Этапы профессионального самовоспитания. Роль и значение самовоспитания в жизни современного учителя. (С привлечением результатов собственного исследования). Учебно-познавательная деятельность в школе и педагогическом вузе: преемственность и отличия. Основные общеучебные умения и навыки студента педвуза: сущность, структура. Особенности познавательных мотивов учения студентов педвуза. Студент педвуза как исследователь. Сущность и движущие силы самопознания и самообразования студента педвуза. Современный студент в зеркале самопознания: наиболее характерные особенности. Особенности мотивации самообразования студентов педвуза Понятие культуры учебного труда. Техника личного труда студента педвуза. Научная организация учебного труда студента педвуза. Развитие памяти и внимания (обзор существующих методик). |
Взаимосвязь гуманизации образовательного учреждения и игровой деятельности школьников. Игра – средство демократиизации отношений учителя и учащихся. Творческие характеристики деятельности учителя. Креативность - важнейшее качество современного учителя. Эмпатия. Толерантность, ответственность, характеристика этих профессиональных качеств. Личностное профессиональное развитие учителя в профессиональной деятельности. Субъект и субъектность. Что значит быть субъектом? Качества личности учителя, необходимые для эффективной организации игры (эмпатия, ответственность, толерантность, рефлексия, креативность). Развитие педагогических способностей учителя в процессе реализации игровых технологий. Культура игровой деятельности. Игровые технологии в процессе проф. самовоспитания. Основные компетенции (диагностическая, прогностическая, проектировочная, коммуникативная и.др.), их характеристика. Анализ результатов исследования готовности учителей различных предметов к реализации игровых технологий. Игровые технологии в процессе самопознания студентов. Игра как средство стимулирования самообразовательной деятельности студента. Применение игровых технологий в процессе формирование культуры учебного труда будущего учителя. Применение игровых процедур в диагностике. |
Другое по теме:
Особенности развития детей в младшем школьном возрасте, влияющие на
необходимость осуществления социальным педагогом психотерапевтической функции
Младший школьный возраст – период жизни ребенка примерно от 6 – 7 до 10 – 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах и среднем звене современной школы . Р.П. Ефимкина в книге «Детская психология» говорит о том, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведе ...
Особенности познавательной и учебной деятельности младшего
школьника
Рассмотрение школьника как субъектов учебной деятельности основывается на тезисах Д.Б. Эльконина - ведущая деятельность ребенка (игра, учебная деятельность, личное общение и т.д.) протекает в определенной социальной среде, ситуации развития, что в совокупности формирует психические и личностные нов ...
История развития хорового пения
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеобразовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная система отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и во ...