Педагогика и воспитание » Развитие познавательного интереса учащихся на уроке математики начальной школы с помощью сюжетных задач » Что такое сюжетные задачи

Что такое сюжетные задачи

Страница 1

Сюжетная задача – математическая задача, в которой описан жизненный сюжет, а именно, количественная сторона реальных процессов, явлений и ситуаций; она содержит требования найти искомую величину по данным в задаче величинам и связям между ними.

Цели решения сюжетных задач:

Формирование у учащихся общего подхода, общих умений и способностей решения задач;

Глубокое познание математических понятий;

Обучение математическому моделированию;

Развитие логического мышления и творческого потенциала.

Функции задач:

Учебная: формирование системы математических умений, знаний и навыков;

Развивающая: направлена на формирование научно теоретического стиля мышления.

Воспитывающая: формирование научного мировоззрения которое способствует экологическому , экономическому, эстетическому воспитанию.

Контролирующая: уровень и математического развития.

Деятельностный метод обучения решению сюжетных задач – это исследование опорной задачи способом специальной системы учебных задач, а именно:

Решение задач известной математической структуры;

Изменение её условия;

Исследования влияния изменений на решение задачи.

Формы работы:

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Что помогает младшему школьнику в решении задач?

Карточки с печатной основой, краткая запись задачи, рисунок-схема, текст-памятка, опорные схемы задач.

Формы организации поисковой деятельности младших школьников:

Формы организации поисковой деятельности младших школьников:

- Система познавательных задач;

- Эвристическая беседа;

- Метод аналогии;

- Самостоятельное знакомство с новым материалом;

- Исследовательский метод.

Исследования показали, что критериями отбора учебного материала, который целесообразно осваивать в процессе поисковой деятельности младших школьников, является

- Связь нового с ранее усвоенным материалом;

- Возможность логического членения учебного материала на четкие этапы и элементарные задачи;

- Наличие противоречия между опорными и новыми знаниями;

- Готовность школьников к участию в поисковой деятельности.

Каждая из форм организации поисковой деятельности имеет свои функции в приобретении детьми опыта творческой деятельности. Через систему познавательных задач приемами умственной деятельности совершенствуются умения учащихся анализировать, дифференцировать признаки, выделять главное, обобщать, классифицировать, доказывать. Это - тот исполнительный инструмент, без которого не провести ни одной творческой работы.

Эвристическую беседу иногда называют сократовской. Это связано с именем греческого философа Сократа, который так вел беседы со своими учениками, что они самостоятельно приходили к открытию истины. Этот метод способствует организации частично-поисковой деятельности учащихся, когда они самостоятельно выполняют только отдельные шаги поиска, а целостное решение проблемы достигается вместе с учителем. Поэтому эвристическая беседа доступна и для учащихся слабо подготовленных, которые учатся логически рассуждать на образцах.

Реализация познавательных функций беседы начинается с постановки проблемы, когда создается ситуация необходимости поиска нового знания. Здесь следует специально заострить внимание детей на объекте поиска. Когда проблема сформулирована, учащиеся под руководством учителя отделяют известное от неизвестного, актуализируют усвоенные знания. Это делается для того, чтобы выяснить: можно в этом случае пойти известным путем (тогда проблему решают сильные ученики с места, на основе переноса)или надо искать новые способы.

Для структуры эвристической беседы характерно чередование репродуктивных и продуктивных вопросов, побуждающих школьников к напряженной умственной деятельности: осознать противоречие, увидеть проблему, сформулировать ее, выразить разные предположения, определить правильный образ действий.

Чем выше готовность учащихся к участию в поисковой деятельности, тем шире шаги поиска; чем точнее вопрос учителя, тем стройнее структура беседы. Структура беседы - не рядоположна последовательность вопросов и ответов, а их возможную взаимосвязь, исходным моментом которого является проблема - кульминация этого метода, а завершение - развязкой.

Так, вклад эвристической беседы в формировании поисковой деятельности в том, что дети под руководством учителя проходят полный цикл поиска, развернутость которого зависит от уровня их подготовленности и точности вопросов.

Суть метода аналогии в том, что свойства одного объекта выясняются на основе его сходства с другим. В логике установлено, что вероятность полученных знаний на основе аналогии зависит от определенных условий, а именно:

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии. Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе. Лишь выполняя перцептивные, умственные или двигательные (в том числе и различные комбиниров ...

Мишени воздействия
Наиболее психологичной темой, несомненно, является проблема мишеней манипулятивного воздействия. В литературе посвященной манипулятивным технологиям, пишет в своей статье Лепский В. Е., обличению часто подвергается тот факт, что воздействие строится в расчете на низ­менные влечения человека или его ...

Игра и ее место в организации жизни детей старшего дошкольного возраста
Игра является ведущей деятельностью старшего дошкольника и занимает большое место в организации жизни детей. Воспитанники сами организуют игры, проявляя умение в определении замысла, в выборе сюжета и распределении ролей. Но иногда самостоятельные игры не обеспечивают развитие коллективистических к ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru