Новая педагогика » Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом » Приёмы формирования фонетико- фонематической стороны речи

Приёмы формирования фонетико- фонематической стороны речи

Страница 2

Чашечка. Широко открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять края языка, не касаясь верхних зубов.

Иголочка. Открыть рот и выдвинуть далеко вперед узкий язык.

Наказать непослушный язычок. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и пошлепывая его губами, произносить звуки «пя – пя – пя…». Удерживать широкий расслабленный язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе, без задержек.

Горка. Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык поднять вверх.

Лошадка. Открыть рот и поцокать языком. Нижняя челюсть и губы не двигаются, работает только язык.

Грибок. Улыбнуться, обнажив зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко его открыть…

Коррекция звукопроизношения.

На подготовительном этапе используется артикуляционная гимнастика.

Приемы постановки свистящих и шипящих звуков:

- Используется прием подражания (то есть добиваемся изолированное произношение звука)

- С механической помощью (используются зонды для выработки продольного желобка по средней линии языка и для заведения широкого кончика языка за нижние резцы). Подключаем все анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный).

- Используется прием подражания (то есть добиваемся изолированное произношение звука).

- Отраженное произнесение слов, в составе которых шипящие, свистящие звуки в начале слова, в середине, в конце.

- Ребенок запоминает и произносит слоговые ряды самостоятельно.

- Закрепление правильного звукопроизношения в предложениях, в состав которых входят слова с шипящими и свистящими звуками.

Приемы постановки саноров:

1. Приемы постановки звука Р.

- При отсутствии звука Р – производим выработку проторного звука без вибрации.

- Активно используем упражнение « Дятел» - фиксируем положение языка и предлагаем от опорного звука Д – Д -Др – Др…

- Опорным может являться звук Т.Без голоса с добавлением голоса.

- С механической помощью (использование зонда или шпателя.)

- Вибрация с помощью чистого пальчика, делает сам ребенок.

- Используются опорные звуки (Д, Ш, Ж).

Автоматизация звука проходит:

- Открытый слог (Ра – ро – ры…), закрытый слог (ар, ор…), стечение согласных (дра, дро, дры…).

- Автоматизация в словах ( рот, рама, рога…). Звук, стоящий в начале слова, середине, в конце.

- Автоматизация в предложениях, чистоговорках, скороговорках.

Дифференциация важна при параротацизмах.

Приемы постановки звука Л.

- « Пароход» (И) – ( Л) – (А).

- Постановка с механической помощью « Балалайка» - мизинцем прижимаем кончик языка к небу.

Автоматизация звука в слогах:

А - А – А

Ла – Ла – Ла.

Ла – Ло - Лы.

Лу - Лу – Ла.

- Автоматизация в стихах, в словах: в начале слова (лампа, лук…), в середине (пила, молоко…), в конце (пол )

- Можно составить предложение по опорным картинкам или опорным словам.

- Автоматизация в чистоговорках ( ЛА ЛА ЛА – запилила пила

ЛО – ЛО – ЛО у меня весло…).

-Автоматизация в речи.

Работа над дыханием.

Цель: выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи, развитие глубокого вдоха и более длительного выдоха. Увеличить объем дыхания.

Для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо опираться на кинестетические ощущения. Рекомендуется «видеть» и « слышать» свой вдох.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru