Педагогика и воспитание » Особенности современного обучения в образовательно-воспитательной системе общества » Понятие "Образование"

Понятие "Образование"

Страница 1

Понятие "образование" (аналогичное немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, добродетельный христианин, энергетический предприниматель, гармонично развитая личность).

Образование служит интересам личности и общества, одновременно сохраняя культуру и развивая способности новых поколений её совершенствовать.

Цель образования – внести желательные изменения в опыт, понимание (образ мышления) и поведения (образ жизни) учеников. В образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. В образовании индивид осваивает систему ценностей, знаний, умений и навыков, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям. В образовательном процессе участвуют ученики и воспитанники, образовательные программы, содержание образования, методы и средства обучения, группа (класс), школа, окружающая среда в целом и, прежде всего, культурная среда.

Образование возможно потому, что люди обладают способностью обучатся и воспитываться. Обучаемость включает в себя способности научению, запоминанию, ассоциации и упражнению. Эти способности развиваются поэтапно.

Интеллектуальное и эмоциональное развитие в ходе образования предполагает учёт всех этих характеристик роста. Темп образования задаётся с таким учётом, чтобы оно не отставало от развития учащегося, но и опережало его намного.

Исторически первой и важнейшей формой образования, обеспечивающей сохранение и продолжение культурных завоеваний общества, является ученичество. Оно создаёт основу для изобретательства, создания материальных и культурных ценностей, также обеспечивает базу для сбора, хранения, обработки и передачи информации, рациональной организации всех сфер производственной деятельности, бытового и культурного обслуживания. Без создания и функционирования научных школ – особого типа ученичества – немыслима наука.

Самым действенным фактором образования были и остаются отношения и действия учителя, который определяет собой ту или иную степень успешности образования.

Все образовательные процессы носят двусторонний характер: каждому действию учителя соответствует та или иная деятельность учеников.

Образовательный процесс невозможен также без поддержания учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя учеников.

Каждый элемент образовательного процесса сопровождается оценкой его результатов. Объективная оценочная реакция учителя в процессе обучения, оценка сочинений и творческих заданий, экзамены создают предпосылку для дальнейшего хода успешного образования.

По основанию способностей, развиваемых образование, - общих и специальных, оно делится на общее и специальное.

Общее образование даёт больше, чем необходимо одномерному человеку, узкому специалисту, - содержаний богатой внутренней жизни. Оно обеспечивает человеку широкий кругозор и выводит человека за границы узкой специальности.

Новейшие цели специального или профессионального образования – подготовка к принятию инновационной практики и к участию в новациях; подготовка администраторов и управленцев; развитие специфического собственно профессионального мышления; формирование способности изобретать успешные виды практики или связывать их с данной конкретной ситуацией; ознакомление учащихся с методами и техникой практического применения этих методов в зависимости от обстоятельств.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Процесс воспитания в вузе
Исторический опыт показывает, студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодёжи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского государства. Однако сегодня гражданская пассивность студенчества угрожает обществу ...

Организация обобщающего повторения темы "Многоугольники" в курсе геометрии 9 класса
При обобщающем повторении темы "Многоугольники" происходит сопоставление понятий треугольник, параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция, выясняются связи между ними. Эти понятия включаются в новые отношения, учащиеся устанавливают иерархию понятий. Результатом обобщения может ...

Развивающие игры и упражнения
Человек приобретает основные навыки, необходимые для жизни, начиная со своего рождения и до 20 лет. Мозг позволяет нам общаться с внешним миром, обучаться, запоминать информацию и испытывать различные чувства. Он делится на два полушария: правое и левое. Правое полушарие координирует движения и &qu ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru