Педагогика и воспитание » Особенности современного обучения в образовательно-воспитательной системе общества » Понятие "Образование"

Понятие "Образование"

Страница 1

Понятие "образование" (аналогичное немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, добродетельный христианин, энергетический предприниматель, гармонично развитая личность).

Образование служит интересам личности и общества, одновременно сохраняя культуру и развивая способности новых поколений её совершенствовать.

Цель образования – внести желательные изменения в опыт, понимание (образ мышления) и поведения (образ жизни) учеников. В образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. В образовании индивид осваивает систему ценностей, знаний, умений и навыков, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям. В образовательном процессе участвуют ученики и воспитанники, образовательные программы, содержание образования, методы и средства обучения, группа (класс), школа, окружающая среда в целом и, прежде всего, культурная среда.

Образование возможно потому, что люди обладают способностью обучатся и воспитываться. Обучаемость включает в себя способности научению, запоминанию, ассоциации и упражнению. Эти способности развиваются поэтапно.

Интеллектуальное и эмоциональное развитие в ходе образования предполагает учёт всех этих характеристик роста. Темп образования задаётся с таким учётом, чтобы оно не отставало от развития учащегося, но и опережало его намного.

Исторически первой и важнейшей формой образования, обеспечивающей сохранение и продолжение культурных завоеваний общества, является ученичество. Оно создаёт основу для изобретательства, создания материальных и культурных ценностей, также обеспечивает базу для сбора, хранения, обработки и передачи информации, рациональной организации всех сфер производственной деятельности, бытового и культурного обслуживания. Без создания и функционирования научных школ – особого типа ученичества – немыслима наука.

Самым действенным фактором образования были и остаются отношения и действия учителя, который определяет собой ту или иную степень успешности образования.

Все образовательные процессы носят двусторонний характер: каждому действию учителя соответствует та или иная деятельность учеников.

Образовательный процесс невозможен также без поддержания учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя учеников.

Каждый элемент образовательного процесса сопровождается оценкой его результатов. Объективная оценочная реакция учителя в процессе обучения, оценка сочинений и творческих заданий, экзамены создают предпосылку для дальнейшего хода успешного образования.

По основанию способностей, развиваемых образование, - общих и специальных, оно делится на общее и специальное.

Общее образование даёт больше, чем необходимо одномерному человеку, узкому специалисту, - содержаний богатой внутренней жизни. Оно обеспечивает человеку широкий кругозор и выводит человека за границы узкой специальности.

Новейшие цели специального или профессионального образования – подготовка к принятию инновационной практики и к участию в новациях; подготовка администраторов и управленцев; развитие специфического собственно профессионального мышления; формирование способности изобретать успешные виды практики или связывать их с данной конкретной ситуацией; ознакомление учащихся с методами и техникой практического применения этих методов в зависимости от обстоятельств.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Манипулятивные технологии
Теперь нам предстоит сосредоточиться на действиях, в которых себя проявляет манипуля­ция и которые характеризуют активность манипулятора в манипулятивной ситуации. Под ситуацией (психологической), как и В. П. Шейнов, будем понимать относительно устойчивое на определенном промежутке времени сочетани ...

Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП
Методика ППФП в главном базируется на последовательном воплощении общепедагогических принципов и основополагающих принципов методики физического воспитания (гл. III), которые конкретизируются применительно к особенностям ее содержания и построения в реальных условиях профессионального образования и ...

Констатирующий срез знаний учеников по теме: «Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атомов»
Задача 1. В какой группе и в каком периоде периодической системы элементов Д.И. Менделеева находится элемент с порядковым номером 42? Решение. Расположение элементов в периодической системе в соответствии со строением их атомов следующее: в первом периоде 2, во втором 8, в третьем 8. Третий период ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru