Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Страница 8

2. Если бы это стихотворение нужно было напечатать на цветной бумаге, какой цвет ты бы выбрал?

3. Какие слова подходят к этому произведению: гладкий или шероховатый, угловатый или круглый?

Цель: Определить соответствие ассоциаций, возникающих при чтении лирического стихотворения, чувствам и переживаниям поэта.

Проанализировав ответы двух классов, мы получили следующие результаты:

1. Прочитав стихотворение А.С.Пушкина, дети услышали голос

а) ветра, вьюги или севера

б) А.С.Пушкина

в)родного человека (мамы или бабушки)

г) мужчины

д) волшебника

е) птицы

ж) не ответили

Проведенная беседа с детьми после выполнения задания показала, что голос ветра и вьюги представился им только из-за описания зимы, а не из-за понимания переживания автора. Те, кто услышал голос Пушкина утверждают, что в стихотворении отражены именно его переживания, поэтому эта ассоциация более соответствует переданному в произведении. Представление голоса мужчина (низкого и сурового) говорит о собственном отношении к зиме, а не о размышлениях над стихотворением. Голос птицы не представлялся детям, такой ответ дан только потому, что у птицы есть голос. Наиболее соответствующими чувствам и переживаниям А.С.Пушкина являются ассоциации с голосами близких людей и волшебника, т.к. в стихотворении отображены любования русской природой и радость по поводу наступления зимы. Только у 18 % учащихся экспериментального и у 16 % учащихся контрольного классов после прочтения стихотворения возникли верные ассоциации.

2. Стихотворение было предложено отпечатать на

а) белой бумаге

б) синей

в) голубой

г) серой

д) черной

е) зеленой

Это стихотворение, действительно, желательно напечатать на синей, голубой или белой бумаге, т.к. это основные цвета зимы. Так ответило 50 % учащихся экспериментального и 44 %учащихся контрольного классов. Ассоциации с серой, зеленой и черной бумагой трудно объяснить. Возможно тем, кто не увидел в этом произведении истинную красоту, оно показалось скучным и это видим по серой бумаге, а у кого-то стихи о зиме вызывают мысли о лете (зеленая бумага). Но в любом случае мы видим несоответствие ассоциация главной мысли стиха.

3. Выбор слов показал такие варианты:

а) гладкий, круглый

б) шехороватый, угловатый.

В стихотворении образные выражения "волнистыми коврами", "вокруг холмов", "пухлой зеленью" создают ассоциации с чем-то круглым и гладким. В среднем 44 % учащихся экспериментального и 50 % учащихся контрольного классов смогли это почувствовать.

Задание 2.

1. Найдите сравнения в стихотворении Некрасова "Славная осень".

2. В произведении Пушкина "Вот север тучи нагоняя…" найдите слова, без которых стихотворение потеряло бы свою красоту.

3. В этом же стихотворении найдите выражения или отдельные слова, в которых передаются звуки.

Цель: Определить уровень умения находить в лирических стихах изобразительные средства языка.

Анкетирование, проведенное среди младших школьников дало следующие результаты:

1. а) найдены сравнения – 56 % (3А) и 56 % (3Б)

б) не нашли сравнений – по 44 % учащихся соответственно

Анализ ответов показывает, что многие дети не знают, что такое сравнение. Сравнения не просто не найдены, но вместо них написаны синонимы или антонимы к словам из стихотворения. Это говорит о непонимании темы стихотворения.

2. варианты слов:

а) волнистыми

б) пухлой

в) недвижною

г) блеснул

д) пришла

е) повисла

ж) рассыпалась

з) дохнул

и) волшебница

к) пеленою

Дети выбрали 10 вариантов слов, без которых, по их мнению, стихотворение стало бы некрасивым. Из этих вариантов, три – имена прилагательные, все, какие есть в этом стихотворении. Только 32 % учащихся экспериментального и 38 % учащихся контрольного классов назвали все эти три слова. Большинство детей затруднились найти слова, с помощью которых лирические стихи приобретают выразительность и красоту.

3. Вот какие слова, по мнению детей, говорят о звуках в этом же стихотворении:

а) завыл

б) дохнул

в) мороз

г) не нашли таких слов – 44 % (3А) и 50 % (3Б)

Большинство детей правильно определили, что слова "завыл" и "дохнул" передают звуки. Интересным является ответ "мороз".А.С.Пушкин в стихотворении использовал много слов с буквой "р",тем самым передавая звук треска от мороза. С заданием справилось 56 % учащихся экспериментального и 50 % учащихся контрольного классов.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Другое по теме:

Использование ролевой игры при обучении диалогической речи
В настоящее время идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории, которая получила название « теория ролей», разработанная социологами и социопсихологами. Сторонники этой теории считают, что связь личности с окружающей средой проявляется в том, что личность исполняет ...

Содержание и структура правового образования в школе
Настоящая концепция отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового образования в школе. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного учебного курса. Более эффективным является включение компонентов правового образования в тематику различных школьных предметов и внешко ...

Игры на развитие быстроты
У кого дольше. Поставить обруч ободом на пол, сверху придерживая его рукой. Резким быстрым движением закрутить обруч одной рукой вокруг вертикальной оси (как юлу), затем выпустить, дать покружиться и поймать, не допуская падения. Волчок. Сидя в обруче, приподнять ноги, энергично оттолкнуться руками ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru