Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте.

Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте.

Страница 5

Понимание происходит с опорой на язык путем осмысления текста о его компонентам, соотнесения языковых форм с их значениями и выведения общего смысла текста на основе установления соотношений между языковыми единицами. Именно на это направлен анализ текста.

Интерпретация происходит в общем контексте познавательной и оценочной деятельности человека, поэтому она означает переход в восприятии текста на более глубинный уровень, связанный с неязыковыми знаниями.

Из этого разграничения, по мнению И.А.Тарасовой, следует важный методологический вывод: интерпретация возможна только на базе предварительного анализа (как средства понимания), она должна пройти через него как через необходимую ступень восприятия текста. В противном случае читательские трактовки могут быть предельно субъективными и не имеющими ничего общего с замыслом автора и идеей созданного им произведения. Задача учителя заключается в том, чтобы умело, тонко организованным анализом подготовить базу для личностной интерпретации художественного произведения каждым учащимся.

Умение анализировать художественный текст предполагает возникновение объективных представлений, возникающих при непосредственном восприятии произведения. Читательские представления являются единственной формой, способом усвоения читателями образов текста, отражением их в мозгу человека.

"Однако, - отмечает О.И.Никифорова, - поскольку образы текста воссоздаются на основе индивидуального, в той или иной мере различного опыта читателей, читательские представления имеют индивидуальный, субъективный оттенок. Он может быть почти незаметным, когда у читателей опыт в отношении изображаемого предмета почти одинаков, и может быть более заметным при более резких различиях в опыте читателей".

Мера индивидуального, субъективного в читательских представлениях зависит не только от особенностей личного опыта читателей, но и от особенностей самих литературных произведений, от замысла писателя и поэта. Одни более жестко и полно определяют объективное содержание читательских представлений, другие – дают большой простор для проявления индивидуального, субъективного в этих представлениях.

На основании этих особенностей О.И.Никифорова делает вывод, что читательские первичные представления, предопределяемые текстом, есть субъективные образы объективного содержания художественного смысла. Объективное их содержание является средством познания образов текста, а индивидуальный, субъективный момент в них обуславливает живость и интимность переживания этих образов.

Итак, изучение художественных произведений имеет психологические основы, связанные с восприятием и пониманием текста, а также с возрастными и индивидуальными особенностями читателя.

Учителю необходимо иметь представление об этих основах, поскольку это позволит организовать изучение художественного произведения наиболее эффективно. Литература осуществляет воспитание личности и одновременно, в процессе чтения и под его влиянием, познание личностью объективной реальности, побуждает читателя к самопознанию. Формирование личности под воздействием художественной литературы осуществляется как реализацию творческих способностей, духовных возможностей человека в результате и в процессе его включения в чужую жизнь, через ее открытие и освоение .

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое по теме:

Роль и место темы "Многоугольники" в школьном курсе геометрии
В курсе геометрии VII-IX классов систематически изучаются геометрические фигуры на плоскости, причем большое внимание уделяется многоугольникам, изучению их свойств, рассмотрению величин, характеризующих плоский многоугольник. В решении задач на многоугольники находят применение различные методы. С ...

Теоретическая поддержка темы «Водород»
Общая характеристика. Атомный номер водорода 1. Можно утверждать, что водород «образует естественную нижнюю границу» периодической системы, т. к. нет элемента с меньшим атомным номером. Упоминания о получении горючего газа при действии кислот на металлы встречаются в работах многих химиков (скорее ...

Виды упражнений по устранению недостатков
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дош ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru