Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте.

Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте.

Страница 5

Понимание происходит с опорой на язык путем осмысления текста о его компонентам, соотнесения языковых форм с их значениями и выведения общего смысла текста на основе установления соотношений между языковыми единицами. Именно на это направлен анализ текста.

Интерпретация происходит в общем контексте познавательной и оценочной деятельности человека, поэтому она означает переход в восприятии текста на более глубинный уровень, связанный с неязыковыми знаниями.

Из этого разграничения, по мнению И.А.Тарасовой, следует важный методологический вывод: интерпретация возможна только на базе предварительного анализа (как средства понимания), она должна пройти через него как через необходимую ступень восприятия текста. В противном случае читательские трактовки могут быть предельно субъективными и не имеющими ничего общего с замыслом автора и идеей созданного им произведения. Задача учителя заключается в том, чтобы умело, тонко организованным анализом подготовить базу для личностной интерпретации художественного произведения каждым учащимся.

Умение анализировать художественный текст предполагает возникновение объективных представлений, возникающих при непосредственном восприятии произведения. Читательские представления являются единственной формой, способом усвоения читателями образов текста, отражением их в мозгу человека.

"Однако, - отмечает О.И.Никифорова, - поскольку образы текста воссоздаются на основе индивидуального, в той или иной мере различного опыта читателей, читательские представления имеют индивидуальный, субъективный оттенок. Он может быть почти незаметным, когда у читателей опыт в отношении изображаемого предмета почти одинаков, и может быть более заметным при более резких различиях в опыте читателей".

Мера индивидуального, субъективного в читательских представлениях зависит не только от особенностей личного опыта читателей, но и от особенностей самих литературных произведений, от замысла писателя и поэта. Одни более жестко и полно определяют объективное содержание читательских представлений, другие – дают большой простор для проявления индивидуального, субъективного в этих представлениях.

На основании этих особенностей О.И.Никифорова делает вывод, что читательские первичные представления, предопределяемые текстом, есть субъективные образы объективного содержания художественного смысла. Объективное их содержание является средством познания образов текста, а индивидуальный, субъективный момент в них обуславливает живость и интимность переживания этих образов.

Итак, изучение художественных произведений имеет психологические основы, связанные с восприятием и пониманием текста, а также с возрастными и индивидуальными особенностями читателя.

Учителю необходимо иметь представление об этих основах, поскольку это позволит организовать изучение художественного произведения наиболее эффективно. Литература осуществляет воспитание личности и одновременно, в процессе чтения и под его влиянием, познание личностью объективной реальности, побуждает читателя к самопознанию. Формирование личности под воздействием художественной литературы осуществляется как реализацию творческих способностей, духовных возможностей человека в результате и в процессе его включения в чужую жизнь, через ее открытие и освоение .

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое по теме:

Выявление уровня сформированности навыков диалогической речи учащихся
Для выявления уровня сформированности навыков диалогической речи у учащихся были использованы следующие методы исследования: анкетирование, беседа и наблюдение. 1.1 Анкетирование учащихся по выявлению интереса к использованию ролевых игр на уроках немецкого языка». Нами было проведено анкетирование ...

Характеристика детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познава ...

Возможности учебников по литературному чтению и русскому языку для знакомства школьников с семантикой слов-наименований лица по профессии роду занятий
Отбор содержания курса второго года обучения, принципов и методов его изучения обусловлен, как и в предыдущих классах, целями и задачами начального курса русского языка и подходами к его изучению. Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей: 1) развитие речи, мышления, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru