Платон придавал большое значение воспитанию и обучению. Два этих компонента лежат в основе большинства его учений, они являются неотъемлемой частью мироздания, по мнению самого философа.
В своей книге «Государство» Платон пишет: «Начало — самое важное во всяком деле, в особенности для всего молодого и нежного, так как тогда главным образом оно формируется и на каждого налагается тот отпечаток, какой хочет наложить на него воспитатель». Однако, философия Платона не признавала воспитание всесильным. Рассматривая сущность человеческой души, он видел ее сложность и многообразие, поэтому считал, что воспитание – это лишь один из способов достичь совершенства.
В «Федре» Платон предъявляет высокие требования к воспитателю и к процессу воспитания. С его точки зрения, воспитания могущественно, но на его пути стоит человеческая суть, полная загадок. Даже если воспитание шло с самого детства, оно никак не может уберечь человека от другого образа жизни, который «прельщает нашу душу и влечет к себе». Другими словами, у человека всегда возникают мысли, противоречащие воспитанию. Человек сначала сопротивляется этим мыслям, но под их напором, он может сдаться.
Платон называет такие переломные моменты «кризисами» и говорит, что истинный воспитатель должен уметь предвидеть их, заранее подготовить воспитанника к преградам.
Также в «Федре» говорится о том, что воспитание должно быть постепенное, плавно переходящее с одного уровня на другой. Платон полагал, что именно установление постепенности в образовании позволяет воспитателю проникнуться предметом обучения и понять психологические особенности ученика.
С точки зрения Платона, описанной в «Федре», воспитатель сам должен быть примером для своих учеников. Он должен искусно владеть красноречием, умением убеждать. Кроме этого, Платон считал, что «идеальный руководитель» обязательно должен быть в преклонном возрасте. («Духовные очи прозревают тогда, когда уже начинает пропадать острота зрения очей физических»).
В «Пире» Платон воплотил идеал педагога—наставника. В данном произведении философ описывает воспитателя как соискателя всего прекрасного, что есть в мире. Ученик, беседуя со своим одухотворенным воспитателем, становится таким же близким к идеалу, как и он. Следовательно, Платон делает вывод, что для воспитания идеального человека, нужно самому быть идеальным. Платон писал в «Пире»: «Ведь соприкасаясь с прекрасным и беседуя с таким человеком, он производит и рождает то, чем он давно был чреват».
Однако, отношения между учеником и учителем, по мнению Платона, должны быть двусторонними: воспитанник должен испытывать пламенное влечение к своему педагогу, он обязан быть бескорыстным и преданным. Примером таких отношений, с точки зрения Платона, являются отношения между Сократом и одним из его учеников Алкивиадом.
В труде Платона «Государство» наиболее исчерпывающе развертывается педагогическая система: она развивается не на основе работы с отдельным учеником, а в социальном и политическом разрезе.
В «Государстве» Платон разделяет воспитание, как и общество, на три части: два высших сословия, состоящие из правителей и воинов и средний класс. Каждой категории Платон приписывает разное воспитание, обусловленное образом жизни и обязанностями людей.
Итак, два высших класса воспитываются в суровых условиях, которые должны сделать из каждого представителя собственностью государства. Кроме этого, Платон выступал за равноправие полов и считал, что женщина наравне с мужчиной может управлять государством и принимать активное участие в жизни своей страны.
Средний класс по «Государству» должен стоять не только на защите границ своего государства, но и охранять его внутренний уклад. Следовательно, именно средний класс формирует «лицо» государства, воспитывает и укрепляет его мощь.
Так Платон рассматривал сущность воспитания с позиции государства. Однако, именно к личному, индивидуальному началу, а не к коллективу склонялся сам философ, о чем свидетельствуют идеалистические взгляды Платона и основные его концепции.
В своем труде «Законы» Платон делает сущностью образования формирование законопослушного гражданина, который чтит свою страну и законодательство. Именно полное подчинения является достоинством, с точки зрения «Законов». В отличие от «Государства», где Платон жестко делили общество на классы, в «Законах» он уже мягче относится к данному вопросу. Некие коммунистические моменты исключаются, восстанавливается роль семьи в воспитании, возвращается частная собственность, но, однако, ужесточается регламентация прав граждан. Регламентируется даже распорядок дня, а за нарушение предусматривается смертная казнь.
С точки зрения Платона, которая ярко описывается в «Законах», воспитание должно создать такого человека, который неукоснительно исполнял бы все правила.
Другое по теме:
Значение изобразительной деятельности в коррекционной работе с
детьми с ЗПР
Коррекционная работа посредством изодеятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциона ...
Понятие о словосочетании и предложении
Основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение. В данной работе мы будем придерживаться определения, которое даётся в учебнике Д.Э. Розенталя «Современный русский язык» : «Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, ...
Система работы по развитию театрализованных игр с перчаточными
куклами у детей 6 года жизни
На основе данных, полученных на констатирующем этапе, был составлен проект "Театр бибабо и дети" Задачи проекта: Создать условия для активной творческой деятельности старших дошкольников, участвующих в театрализованной деятельности. Создать условия для совместной театрализованной деятельн ...