Новая педагогика » Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит » Сущность воспитания по «Пиру», «Федру», «Государству» и «Законам»

Сущность воспитания по «Пиру», «Федру», «Государству» и «Законам»

Страница 1

Платон придавал большое значение воспитанию и обучению. Два этих компонента лежат в основе большинства его учений, они являются неотъемлемой частью мироздания, по мнению самого философа.

В своей книге «Государство» Платон пишет: «Начало — самое важное во всяком деле, в особенности для всего молодого и нежного, так как тогда главным образом оно формируется и на каждого налагается тот отпечаток, какой хочет наложить на него воспитатель». Однако, философия Платона не признавала воспитание всесильным. Рассматривая сущность человеческой души, он видел ее сложность и многообразие, поэтому считал, что воспитание – это лишь один из способов достичь совершенства.

В «Федре» Платон предъявляет высокие требования к воспитателю и к процессу воспитания. С его точки зрения, воспитания могущественно, но на его пути стоит человеческая суть, полная загадок. Даже если воспитание шло с самого детства, оно никак не может уберечь человека от другого образа жизни, который «прельщает нашу душу и влечет к себе». Другими словами, у человека всегда возникают мысли, противоречащие воспитанию. Человек сначала сопротивляется этим мыслям, но под их напором, он может сдаться.

Платон называет такие переломные моменты «кризисами» и говорит, что истинный воспитатель должен уметь предвидеть их, заранее подготовить воспитанника к преградам.

Также в «Федре» говорится о том, что воспитание должно быть постепенное, плавно переходящее с одного уровня на другой. Платон полагал, что именно установление постепенности в образовании позволяет воспитателю проникнуться предметом обучения и понять психологические особенности ученика.

С точки зрения Платона, описанной в «Федре», воспитатель сам должен быть примером для своих учеников. Он должен искусно владеть красноречием, умением убеждать. Кроме этого, Платон считал, что «идеальный руководитель» обязательно должен быть в преклонном возрасте. («Духовные очи прозревают тогда, когда уже начинает пропадать острота зрения очей физических»).

В «Пире» Платон воплотил идеал педагога—наставника. В данном произведении философ описывает воспитателя как соискателя всего прекрасного, что есть в мире. Ученик, беседуя со своим одухотворенным воспитателем, становится таким же близким к идеалу, как и он. Следовательно, Платон делает вывод, что для воспитания идеального человека, нужно самому быть идеальным. Платон писал в «Пире»: «Ведь соприкасаясь с прекрасным и беседуя с таким человеком, он производит и рождает то, чем он давно был чреват».

Однако, отношения между учеником и учителем, по мнению Платона, должны быть двусторонними: воспитанник должен испытывать пламенное влечение к своему педагогу, он обязан быть бескорыстным и преданным. Примером таких отношений, с точки зрения Платона, являются отношения между Сократом и одним из его учеников Алкивиадом.

В труде Платона «Государство» наиболее исчерпывающе развертывается педагогическая система: она развивается не на основе работы с отдельным учеником, а в социальном и политическом разрезе.

В «Государстве» Платон разделяет воспитание, как и общество, на три части: два высших сословия, состоящие из правителей и воинов и средний класс. Каждой категории Платон приписывает разное воспитание, обусловленное образом жизни и обязанностями людей.

Итак, два высших класса воспитываются в суровых условиях, которые должны сделать из каждого представителя собственностью государства. Кроме этого, Платон выступал за равноправие полов и считал, что женщина наравне с мужчиной может управлять государством и принимать активное участие в жизни своей страны.

Средний класс по «Государству» должен стоять не только на защите границ своего государства, но и охранять его внутренний уклад. Следовательно, именно средний класс формирует «лицо» государства, воспитывает и укрепляет его мощь.

Так Платон рассматривал сущность воспитания с позиции государства. Однако, именно к личному, индивидуальному началу, а не к коллективу склонялся сам философ, о чем свидетельствуют идеалистические взгляды Платона и основные его концепции.

В своем труде «Законы» Платон делает сущностью образования формирование законопослушного гражданина, который чтит свою страну и законодательство. Именно полное подчинения является достоинством, с точки зрения «Законов». В отличие от «Государства», где Платон жестко делили общество на классы, в «Законах» он уже мягче относится к данному вопросу. Некие коммунистические моменты исключаются, восстанавливается роль семьи в воспитании, возвращается частная собственность, но, однако, ужесточается регламентация прав граждан. Регламентируется даже распорядок дня, а за нарушение предусматривается смертная казнь.

С точки зрения Платона, которая ярко описывается в «Законах», воспитание должно создать такого человека, который неукоснительно исполнял бы все правила.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Логопедическое обследование детей с ринолалией
Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявить характер речевого нарушения, его глубину, степень, проанализировать, какие компоненты речевой системы страдают. Нарушения речи ка ...

Методические предпосылки речевого развития учащихся начальных классов
Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. К пер ...

Обсуждение результатов формирующего эксперимента
Проверка полученных результатов производилась по методике, описанной в главе 2.1 Результаты констатирующего эксперимента представлены в главе 2.2. и протоколах обследования, см. приложение 1 . Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице № 3. Состояние фонетико – фонематических функц ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru