Выполняя констатирующий эксперимент, мы ставили перед собой цель – выявить уровень сформированности экологических знаний эмоционального отношения к природе детей 5-6 лет.
Исходя из цели исследования определены следующие задачи:
1. Выявить уровень знаний о неживой природе
2. Выявить уровень знаний о животных и растениях
3. Выявить уровень знаний о сезонных изменениях в природе и взаимодействии человека с природой
4. Определить уровень эмоционального отношения к природе через организацию практической деятельности
Содержание экологических знаний детей старшего дошкольного возраста включает:
1. Неживая природа
Вселенная- это множество звезд. Солнце – это наша огненная звезда. Вокруг Солнца вращаются холодные планеты: Марс, Венера, Земля и другие.
Знает
: вода не имеет формы, запаха и вкуса. Вода может менять свое состояние на морозе – превращается в лед, при нагревании - в пар. Вода может быть чистой, грязной, холодной, теплой, горячей. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Имеет представление о воздухе и его свойствах. Воздух нужен для дыхания всем живым существам.
Знает:
свойства песка, земли, глины.
2. Многообразие животного и растительного мира.
Сформированы понятия: кустарники, деревья, растения, насекомые, птицы, звери, живое, неживое.
Знает: растениям нужна земля, вода, свет, тепло, воздух.
Имеет представление о составе сообществ (водоем, луг, лес, огород, сад), об условиях их среды.
3. Сезонные изменения в природе и взаимодействии человека с ней.
Имеет представления о том, что особенности приспособления к среде обитания у живых организмов изменяются по сезонам.
Представления о признаках сезона; состоянии неживой природы; основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; состоянии растений и животных, характерные явления в их жизни; особенности жизнедеятельности человека.
Знает: Что человек охраняет природу. За лесом следят специальные люди (лесничии). Лес нужно оберегать от пожара. Нельзя загрязнять окружающую среду.
Диагностику экологических знаний необходимо осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы.
Критерии оценки экологических знаний у детей дошкольного возраста.
· Полнота (или объем знаний) – многообразие объектов и сторон познаваемого объекта;
· Существенность знаний – выделение существенного в объекте;
· Обобщенность знаний – выявление сущности целого класса объектов, объективных связей, внутри класса.
· Системность знаний – познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.
Описание уровней экологических знаний детей.
1 уровень – низкий. У ребенка наблюдается некоторая заинтересованность в выполнении задания. Содержание ответов в большинстве случаев не соответствует эталонам. Узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.
2 уровень – средний. У ребенка есть заинтересованность в выполнении задания. Ребенка увлекает процесс работы. Ответы детей соответствуют половине эталону. Нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов.
3 уровень – выше среднего. Более ½ верно находят причины наблюдаемых явлений, выделяет несколько существенных признаков. Предложенные задания встречает с выраженным интересом. Ребенком понимается общая цель и содержание задания, ответы детей правильны более ½. Установление закономерных связей объектов, появление обобщений на основе существенных особенностей объектов.
4 уровень – высокий. Предложенные задания встречает с выраженным интересом. Верно, называет и находит причины наблюдаемого явления, выделяет существенные признаки, правильно находит общее и различное в объектах и явлениях. Системные знания. Объекты рассматриваются целостно, в закономерных связях.
В процессе диагностики уровня сформированности экологических знаний детей старшего дошкольного возраста были заданы следующие вопросы:
Другое по теме:
Формирование вежливости у детей старшего
дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Рассматривая теоретический аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли к выводу о необходимости создания и внедрения сюжетно-ролевых игр, которые бы способствовали формированию вежливости детей старшего дошкольного возраста. Рассматривая теоретический аспект изучаемого нами вопроса, мы пришли к вывод ...
Сюжетное рисование в дошкольном возрасте: его особенности и значение
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможно ...
Воспитанность как комплексное свойство личности
Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности. Воспитательный процесс в современной школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесс ...