Педагогика и воспитание » Особенности современного обучения в образовательно-воспитательной системе общества » Дидактические открытия XXI века

Дидактические открытия XXI века

Предметом дидактики (дидактической системы) является обучающая деятельность, её содержание, формы, методы и средства. Главная задача дидактики – комплексная оптимизация всех параметров обучающей деятельности. Важнейшей дидактической функцией обучения является функция прогнозирования промежуточных результатов обучения, реализуемая с применением контроля обученности студентов, анализа развития у них способности решать учебно-профессиональные задачи. В современной системе образования контроль рассматривается в аспекте аттестации выпускника. Дидактика XXI века выделяет следующие задачи научного предвидения, прогнозирования в образовании:

управляющая – коррекция дальнейшего пути обучения, стимуляция преодоления затруднений, поиск необходимых знаний и средств их приобретения;

преобразующая – продвижение информационного содержания учебного материала от уровня осознания до практического закрепления уверенных навыков;

мировоззренческая – расширение области применения прошедших аттестацию и положительно оценённых знаний, их продвижение на более глубокий по содержанию и мощности уровень;

теоретическая – перевод положительно оцененных (как субъективно, так и объективно) знаний, умений, навыков в базу интернированных, отторгнутых элементов и создание условий для теоретических поисковых построений новаций на базе модифицированных личностных знаний;

методологическая – обоснование базиса комплексов теоретических знаний, создание основообразующих дисциплинарных полей;

систематизирующая (интегративная) – организующая достоверно обоснованную (на уровне требуемом объективными критериями проверок), строго подчинённую систему знаний, умений, навыков;

коммуникативная – обеспечивающая определение тенденций изменения (динамики) характера взаимодействия проверяемых, проверяющих и педагогической системы. Дидактическая теория, её гносеологическая природа и логическая структура подчинены решению актуальных практических задач совершенствования процесса обучения. Принципы аттестации, отражая высокую проблемность процесса оценивания и противоречивость получаемых балльных оценок, тем не менее выражаются строго определённых критериях:

добровольность – практически не соблюдается в классно - урочной системе, более присуща элементам самоутверждения и самообразования;

коллегиальность – преследует цель достижения единого конечного вывода при множественности точек зрения самих проверяющих;

системность – определяет и задаёт наивыгоднейший по большинству параметров ритм деятельности всей системы обучения;

целостность – составляемый из отдельных элементов, процедур, функций процесс оценивания только в отдельные периоды, при решении выделенного на основании текущих требований учебной группы задач подчиняется условиям и положениям выделенного закона больших систем. Принятую и действующую в настоящее время систему обучения отличают достаточно стационарные характеристики как входного потока учебных элементов, дидактических единиц, так и непосредственно самого внутреннего содержания системы: обучение ритмично, классно-урочная схема донесения нового материала предполагает сообщение его примерно равными "порциями" за одинаковые промежутки времени, одномоментное сообщение различной учебной информации исключено. Существующая система обучения вынуждено ориентирована на обслуживание некоторого усреднённого индивида, и. е. , с точки зрения характеристик параметров системы обучения "преподаватель – педагогическая технология – обучаемый", её пропускная способность – в данном случае способность переработки учебной информации, весьма стабильна. Как известно, подобные схемы функционирования сложных схоластических моделей обладает крайней степенью устойчивости и обеспечивает стабильно нивелированный уровень выходных итоговых элементов (т. е. уровень обученности учащихся), их количественную и в значительной степени качественную однородность, что совершенно пагубно для гуманистически направленного процесса обучения. Для преодоления этого препятствия система обучения должна обладать глубокой функциональной гибкостью, позволять производить широко вариативную, но сугубо индивидуальную настройку и корректировку для всех участников учебного процесса. В современной педагогике выделяются пять ведущих парадигм образования. 1. Знаниевая – предполагает прямое сообщение учебной информации, не требует проявления вариативного мышления, парадигма оперативна, проста, хорошо отлажена, позволяет достигнуть стабильных результатов среднего уровня обученности; её действие основано на репликативном обучении и, как правило, использует весь арсенал средств классно - урочной системы. 2. Когнитивная – учитывает и использует разнообразные аналогии с познанием, различные подходы выделения, моделирования, систематизации, структурной организации элементов, блоков, процедур, функций, педагогических технологий, методов, методик и др. ; при этом одновременно активно исследуются и используются как дидактическое средство, так и сам процесс познания (постановка целей, отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения); самообучение осуществляется как связи – исследовательская деятельность. 3. Личностная, в которой основное внимание направлено на формирование познавательных мотивов и способностей, а также на накопление опыта смысловых, ценностных и эмоциональных оценок поведения других людей и своего собственного. 4. Компетентностная – ориентированная на сообщение строго дозированной, имеющей прикладное назначение и оперативно востребуемой профессиональной информации, как правило, обучение выполняется по личностно ориентированным методикам и не преследует цели сообщения избыточных знаний; не решает задач воспитательной ориентации. 5. Культурологическая – направлена на комплексную реализацию и качественное единство обучающей, развивающей и воспитательной функций; основана на постулатах необходимости и возможности достижения педагогическими средствами подготовки современного выпускника, усвоившего профессиональные знания, в достаточной степени развившего интеллект, утвердившего собственное мировоззрение и сформировавшего позицию гражданина (социальную позицию).


Другое по теме:

Исследование развития навыков диалогической речи учащихся через использование ролевых игр на уроках немецкого языка
Место проведения: Славгородская школа-лицей №17 Время проведения: 17.01.2008 по 22.02.2008 Периодичность: 3 урока в неделю. Участники: учащиеся 7 «В» класса: 1. Ветлугин Руслан 5. Больт Владимир 2. Ветлугина Эльмира 6. Шишкина Анастасия 3. Курпатова Валерия 7. Криневич Евгений 4. Медведев Николай 8 ...

Проверка гипотезы о разности двух средних значений
Проверка гипотезы о разности между двумя средними арифметическими – одна из наиболее часто встречающихся задач исследовательской работы. Рассмотрим следующий пример: Две группы велосипедистов использовали в соревновательном периоде два различных метода силовой подготовки. Первая группа весь объем с ...

Соблюдение режима дня
В первом классе на уроках "Окружающий мир" мы изучили тему "Режим дня школьника". Каждый ученик составил свой распорядок деятельности и отдыха в течение суток. Я тоже расписал свой режим на весь день. Мы провели опрос в классе, в котором участвовало 16 человек. Он включал два во ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru