Педагогика и воспитание » К вопросу об измерителях и оценке личностных достижений учащихся в соответствии с требованиями стандарта образования второго поколения

К вопросу об измерителях и оценке личностных достижений учащихся в соответствии с требованиями стандарта образования второго поколения

Страница 1

Опубликованный на сайте "Standart.edu.ru" проект стандарта образования второго поколения (далее – Стандарт) требует, на наш взгляд, самого пристального изучения и анализа с точки зрения задач и проблем, связанных с реализации требований нового стандарта в школьной практике. Одна из главных особенностей нового Стандарта состоит в том, что в нем впервые представлены требования к личностным и метапредметным достижениям учащихся, при этом опыта, связанного с реализацией этих требований, ни у кого пока нет. Поэтому у тех, кто непосредственно (и даже опосредованно) связан с этой практикой, возникает множество вопросов по поводу того, как эти требования будут реализовываться и что необходимо делать уже сейчас в плане подготовки к их реализации в школах.

В опубликованном проекте Стандарта образования говорится, что Стандарт устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, включающим:

"готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме". И далее приводится перечень этих требований.

Два главных вопроса, которые возникают при первом же знакомстве с этими требованиями, это: как будет организована деятельность по реализации этих требований в школе?" и как будут контролироваться и оцениваться результаты этой деятельности?

По первому вопросу нам трудно что-либо сказать и предложить, поскольку пока неясно какие будут приняты решения в отношении содержания и организации воспитательной деятельности в школе с введением нового Стандарта. Неясно, например, останется ли она в прежнем виде, или будут произведены какие-то изменения, и если они будут, то какие именно и насколько они будут существенными и т.д. С одной стороны, в требованиях Стандарта к личностным достижениям учащихся есть такие которые, вроде бы, предполагают и стимулируют изменения, причем, не только в воспитательной работе, но и в содержании обучения. К их числу можно отнести, например, требования к социально-ролевому поведению – формированию коммуникативной компетентности в общении, формированию здорового и безопасного образа жизни, основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, семейной социализации ("осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи") и др. Но, с другой стороны, изменения, обусловленные этими требованиями, должны были бы предусмотрены в содержании Стандарта и/или сопроводительных материалах, но их там нет. Что касается второго вопроса, то в этой части уже сейчас можно сформулировать некоторые предложения.

По поводу построения системы оценки в новом Стандарте говорится следующее: "В Стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования – от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса. Расширяя состав объектов оценки, Стандарт одновременно расширяет и спектр оценочных процедур, предусматривая использование как персонифицированных (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования в целом". Из этого фрагмента можно понять только, что будет расширен состав объектов оценки и спектр оценочных процедур., которые предполагают использование как персонифицированных (т.е. ориентированных на отдельную личность), так и не персонифицированных процедур. Но какие конкретно методы и средства оценки будут использоваться – объективные (инструментальные и стандартизованные) или экспертные, или какие-то другие), - не конкретизуется. Неясно к тому же, какова будет роль требований Стандарта к личностным достижениям в деятельности в школе, Возможно, что эти требования будут использованы в качестве ориентиров в воспитательной деятельности. Но в таком случае их нужно называть как-то иначе. Что говорит "за" и "против" такого варианта использования этих требований?

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Способы организации нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем ви ...

Подходы к выявлению профессиональной ориентации старшеклассников
Задания, дифференцированные в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников, играют большую роль в процессе обучения информатики. Роль и месть данных заданий, с различной профессиональной ориентацией в процессе обучения были показаны в предыдущей главе. Но прежде чем составлять систем ...

Краткая характеристика форм
1. Линейка (торжественная церемония) – ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Выход на линейку имеет на наш взгляд, второстепенное значение. Функции субъектов взаимодействия следующие: ведущий линейки (находится в центре внимания); выступаю ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru