В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.
Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного уровня физического и эмоционального развития. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.
Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Такие занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.
Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.
В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и перешивать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.
С.Н.Николаева в своих исследованиях показала, что «задача совершенствования дошкольного обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов его систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными связями между предметами и явлениями окружающего мира».
Цель работы
– теоретически обосновать возможность и эффективность применения интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников.
Объект исследования: процесс экологического образования старших дошкольников.
Предмет исследования: интегрированные занятия как средство экологического образования дошкольников.
Гипотеза: сочетание различных видов деятельности на одном занятии способствует более легкому и эффективному формированию экологических знаний и отношения к природе у детского дошкольного возраста.
В соответствие с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) Изучить состояние проблемы интегрированного подхода в экологическом образовании детей
2) Выявить сущность и специфику организации комплексных мероприятий в работе с дошкольниками
3) Определить особенности экологического образования детей дошкольного возраста
4) Выявить уровень экологических знаний и эмоционального отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в уточнении имеющейся в отечественной педагогике и методике экологического образования специфики применения интегрированных занятий с дошкольниками; определении особенностей процесса экологического образования детей.
Другое по теме:
Проведение экспертизы деятельности региональных психологических служб системы образования
Целью является оказание практической помощи руководителям районных, городских органов управления образованием по вопросам проведения экспертизы деятельности региональных психологических служб. Региональная психологическая служба создается в целях обеспечения социальных и психологических условий для ...
Содержание экспериментальной работы по развитию речи
младших школьников
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы развитие речи младших школьников, было проведено исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе 2 классов МОУ Погорельской общеобразовательной школы. Экспериментальная работа проводилась на баз ...
Система профориентационной
работы в школе
Система – это совокупность компонентов, взаимосвязь которых дает качественно новую характеристику целого. Система профориентационной работы в школе – это целостная, структурированная и в то же время динамичная система, состоящая из отдельных элементов, которые тесно связаны между собой: это различн ...