Новая педагогика » Методы коррекции с использованием лепки в условиях специальной коррекционной школы » Методы и приёмы обучения лепке

Методы и приёмы обучения лепке

Страница 1

Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка и педагога на данном занятии.

Приём обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей спицифики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.

Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приёма и не определять направление работы на занятии в целом.

В современной педагогике применяют разнообразные методы обучения.

Наглядные методы и приёмы обучения.

Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство – средство познания и отражения окружающей действительности. От того, насколько будет развито у умственно отсталых детей умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

К наглядным методам и приёмам относятся: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов, показ педагогом приёмов лепки, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Нужно отметить некоторые особенности использования натуры в работе с умственно отсталыми детьми.

Натура прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает умственно отсталому ребёнку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.

Натуру нужно детально рассматривать с детьми. В качестве натуры можно использовать листья, ветки, цветы, плоды (натуральные или муляжи), а также игрушки, изображающие людей, животных, транспорт и т.д

В начале занятия проводят показ отдельных предметов. Например, перед лепкой сказки "Три медведя" предлагают рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета.

Картины применяются, главным образом, для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художжественное произведение, ярко, эмоционально передаёт образ.

Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдение за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторное восприятие, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.

Показ педагогом способов лепки является наглядно-действенным приёмом, который учит умственно отсталых детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приёмов лепки. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Умственно отсталые дети младшего школьного возраста плохо владеют своими движениями и поэтому не знают, какое движение потребуется для вылепливания той или иной формы.

Известен такой приём, когда педагог делает определённые движения вместе с ребёнком, ведя его руку. Этот приём следует использовать, когда движения у ребёнка не развиты, он не умеет ими управлять. Необходимо ребёнку дать возможность ощутить это движение.

Показ педагога всегда необходим при объяснении новых технических приёмов.

При оценке готовых работ используется показ и анализ детских работ в качестве приёма, помогающего детям понять достижения и ошибки в лепке. Анализ может быть как коллективный, так и индивидуальный. В некоторых случаях это зависит от характера умственно отсталого ребёнка.

Словесные методы и приёмы обучения.

К словесным методам и приёмам обучения относятся указания педагога в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Занятия по лепке начинаются, как правило, с беседы. Её цель – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную педагогом), не пользуясь наглядными пособиями.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Сравнительный анализ гендерных особенностей мотивации преступного поведения
Значение категории мотива в изучении закономерностей поведения, в том числе преступного, безусловно велико. Исследования мотивации преступника позволяют взглянуть на преступление изнутри, не как на статистическую единицу во всем массиве преступности с ее собственными характеристиками и свойствами, ...

Формирование двигательных функций ребенка
Развитие двигательных функций в онтогенезе ребенка совершается очень медленно — на протяжении многих месяцев и лет. В исследованиях различных психологов, особенно американских, очень большое место уделяется вопросу о том, является развитие моторики ребенка следствием естественного созревания соотве ...

Теоретические исследования специфики половых различий в познавательной сфере в зарубежной и отечественной литературе
Проблема психологических, личностных, поведенческих различий между мальчиками и девочками интересовала, в основном зарубежных исследователей, и интенсивно разрабатывалась ими, особенно в последние три десятка лет. С одной стороны ряд психологических экспериментальных исследований, обобщенных Ш. Бер ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru