Педагогика и воспитание » Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников » Характеристика мышления как познавательного процесса

Характеристика мышления как познавательного процесса

Страница 1

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять - это, значит, проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.

Мышление - это познавательный процесс, который в психологии определяют как обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный человеку.

Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что эта деятельность связана с решением проблемной ситуации, той или иной задачи. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщённой форме, в виде законов, сущностей.

Мыслящий человек становится не только субъектом, но и объектом познавательной деятельности. В психических явлениях человека выделяется личностный и процессуальный аспект. Процессуальный аспект мыслительной деятельности - психические процессы анализа, синтеза, обобщения, посредством которых человек решает мыслительные задачи. Личностная сторона мышления выступает в тех случаях, когда специально изучают мотивы и вообще отношение человека к мыслительным задачам, которые он решает. Если первый из двух аспектов характеризует мышление как процесс, то второй характеризует его как деятельность, в ходе которой реализуется определённое отношение человека к окружающему миру.

Мышление - психический процесс опосредованного и обобщённого познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении: общих и существенных предметов и явлений; существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями. Мышление играет большую роль в познании, даёт возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия, знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Ощущения и восприятие дают возможность непосредственно познать отдельные предметы и явления реального мира.

С помощью органов чувств человек воспринимает действительность непосредственно. Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось только теми показаниями, которые дают зрение, слух, осязание и некоторые другие анализаторы. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. Таким образом, мышление играет огромную роль в познании. Оно расширяет границы познания, помогает выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют. Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.

Мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Сравнение - сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство между ними. В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль. Успешное сравнение возможно только тогда, когда оно целенаправленно, т.е. происходит с определённой точки зрения, ради ответа на какой-то вопрос. Оно может быть направлено или на установление сходства предметов, или на установление различия, или на то и другое одновременно.

Анализ - мысленное расчленение предмета и явления на образующие его части, признаков и свойств.

Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. После 1943 граница младшего школьного возраста снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 – до 6 лет. Эт ...

Психологический аспект
Анализируя роль И. Песталоцци, П.Ф. Каптерев утверждает, что "Песталоцци понимал все обучение, как дело творчества самого учащегося, все знания как развитие деятельности изнутри, как акты самодеятельности, саморазвития". Однако в то же время, согласно П.Ф. Каптереву, "…преувеличение ...

Требования к системе практических заданий, учитывающей профессиональную ориентацию старшеклассников
Мало выявить профессиональную ориентацию старшеклассников с помощью разнообразных психологических тестов и специальных методик, необходимо грамотно организовать учебный процесс на уроке информатики в старшей школе. Для этого нужно знать требования, которым должны отвечать все задачи и задания на ур ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru