Новая педагогика » Особенности деятельности государственных и негосударственных организаций в сфере образования

Особенности деятельности государственных и негосударственных организаций в сфере образования

Страница 2

Первые негосударственные вузы, появившиеся в начале 1990-х годов, возникли как адекватное отражение изменяющихся социально-экономических условий в стране. С одной стороны, их возникновение – реакция на потребность рынка в специалистах экономических, юридических, гуманитарных профессий. С другой – они порождены политикой, разрушившей монополию государства в системе высшего образования. На протяжении многих десятилетий вузовская система СССР и затем России характеризовалась преобладанием специальностей отраслевого инженерного профиля. По сравнению с другими развитыми странами, в вузах была низка доля студентов, обучавшихся по экономическим специальностям – 8% (США – 24%, Япония – 10%) и большинству специальностей гуманитарного профиля. Не случайно большинство возникших негосударственных вузов – это вузы гуманитарного и экономического профиля. Изначально негосударственные вузы осваивали ниши, не занятые государственными, проявляя при этом высокую инновационную активность. Сегодня эти ниши освоены. При этом и государственная система переориентировалась на подготовку экономистов, юристов, психологов, политологов, социологов, лингвистов и других востребованных специалистов.

Сейчас негосударственные образовательные учреждения стали заметным явлением в системе российского образования, значительно увеличившим ее потенциал. Их создание вызвано объективными социально-экономическими предпосылками, связанными с возникшим спросом определенных групп населения на создание образовательных учреждений нового типа. Немаловажным фактором является также рост предложений со стороны научно-педагогических энтузиастов по разработке и реализации инновационных подходов к организации, содержанию и методике образовательного процесса.

Наиболее высокие темпы создания негосударственных вузов наблюдались в 1992–1998 годы. Позднее их прирост значительно снизился. Здесь сказались как дефолт 1998 года, так и постепенное насыщение рынка образовательных услуг и приближение платежеспособности населения к потолку. В настоящее время доля негосударственных вузов (578) от общего числа гражданских высших учебных заведений России составляет около 46%. Из их числа имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности 554 вуза, а государственную аккредитацию – 393 (в 1999 г. – 104, в 2001 г. – 205). Контингент студентов к 2005 г. приближался к 1 млн. человек.

Основная часть негосударственных вузов России расположена в Московском регионе (40%), в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где имеются хорошие научные школы и функционируют сильные государственные вузы. Это говорит о том, что негосударственные вузы с самого начала выживают в достаточно напряженной конкурентной борьбе. Кроме того, образовательные структуры создаются в отдаленных районах всех федеральных округов, где есть потребность в подготовке специалистов по современным направлениям обучения, что является крайне актуальным в связи с уменьшением мобильности населения.

Если говорить о специальностях и направлениях подготовки, то большинство негосударственных вузов сконцентрировали свою деятельность в гуманитарной области (экономика, финансы, право, сервис, психология, филология и т.д.). И это вполне объяснимо, так как для подготовки по гуманитарным специальностям не требуются лаборатории. Но ситуация меняется с каждым годом. Уже появилось значительное количество медицинских, строительных, автодорожных вузов. Если получается заключить договоры с лабораториями и решить проблему практики, то открывается путь к решению проблем подготовки физиков, математиков, специалистов в области компьютерных технологий, телевидения, радиовещания, реставрации и т.д.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Система задач для умственного счета С.А. Рачинского
В 1891 году С.А. Рачинский издал книгу «1001 задача для умственного счёта» которая стала первым в России сборником упражнений по устному счёту. Сергей Александрович Рачинский родился 10 июня 1833 года. Он весьма интересен как педагог – практик, поднявший в своей школе – сельской школе – преподавани ...

Роль детского коллектива в развитии личности
Детский коллек­тив — основная база накопления детьми позитивного социаль­ного опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных ус­ловиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его о ...

Приемы прикидки и оценки результата как приемы эвристического поиска
Поиск решения той или иной задачи на вычисления можно осуществить несколькими способами. Первое, что приходит на ум, сразу приступить к вычислению, даже с виду громоздкого примера. Это так называемый метод проб и ошибок. Задача будет решена, но весь вопрос в том сколько времени и усилий уйдет на эт ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru