Новая педагогика » Особенности деятельности государственных и негосударственных организаций в сфере образования

Особенности деятельности государственных и негосударственных организаций в сфере образования

Страница 3

Негосударственные вузы сегодня интенсивно внедряются и в послевузовское профессиональное образование, что свидетельствует об укреплении их научно-педагогического потенциала. Так, если в 1999 году лицензии на послевузовское образование (аспирантура) имели только 12 негосударственных вузов, то в 2004 году – уже 90, 11 имеют докторантуру. 12 негосударственным вузам установлен статус «университет», 13 – «академия». В 26 вузах действуют 55 диссертационных советов, из них 28 – докторские. В около 100 вузах аккредитованы ученые советы.

В современных условиях становления рыночных отношений имеются серьезные перспективы повышения престижа негосударственных вузов, создания системы негосударственных образовательных учреждений, отвечающих самым жестким требованиям и обеспечивающих условия для получения элитного образования, возложения на них значительной части задач по оказанию населению образовательных услуг, в том числе и по реализации государственного заказа в области высшего и среднего профессионального образования.

В целом негосударственные образовательные учреждения привнесли в отечественную систему образования новое «дыхание», и в первую очередь:

- создали реальную конкурентную среду, призванную обеспечить динамичное развитие системы образования за счет инициативы непосредственно образовательных учреждений, выявления скрытых резервов и внедрения новаторских идей высшей школы, а не путем административного давления;

- расширили возможности граждан в получении образования (без привлечения бюджетных средств);

- обеспечили оперативную ориентацию на реальные требования рынка труда, в том числе на переподготовку и повышение квалификации выпускников; проявляют гибкость и динамизм в подготовке нужных специалистов и поддерживают более выигрышное в сравнении с государственными вузами соотношение: цена обучения – качество образования.

Для негосударственных вузов очень острой является проблема развития собственной материальной базы. В развитии негосударственного сектора высшего образования важную роль играет финансовая устойчивость вуза, гарантирующая возможность получения качественного образования. Так сложилось, что негосударственные вузы в подавляющем большинстве функционируют за счет средств, вносимых студентами за обучение. Объем финансовых или имущественных средств, вносимых учредителем (учредителями) при создании или реорганизации негосударственного образовательного учреждения, действующим законодательством, к сожалению, не установлен. При отзыве лицензии вуза на право ведения образовательной деятельности или лишении его государственной аккредитации (а такие случаи и соответствующие судебные процессы уже стали реальностью) наиболее слабым звеном оказывается социальная защита студентов: они практически лишаются права на образование по избранной специальности.

Сегодня для удержания позиций и сохранения своего места в системе российского образования и государственным, и негосударственным вузам требуются новые усилия, поиск иной политики, базирующейся на развитии тех принципиальных преимуществ, которыми они обладают. Возможно, негосударственные вузы, наряду с типичными мероприятиями по подъему качества обучения, должны более активно переориентироваться в направлении индивидуального обучения, подготовки специалистов немассовых профессий, сделать упор на применение уникальных методов и методик обучения.

Принципиально важными являются не только внутренние процессы, происходящие в системе государственных и негосударственных вузов, но и те внешние условия, в которых осуществляется их деятельность. Ведущим субъектом социальной политики в сфере образования в нашей стране является государство. Процессы, происходящие в образовательном пространстве высшей школы, в значительной мере определяются его действиями.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru