Новая педагогика » Психологические вопросы организации внимания младших школьников на уроках » Вспомогательные приёмы, используемые на уроках для развития внимания

Вспомогательные приёмы, используемые на уроках для развития внимания

Страница 2

со стихотворения по ролям (учитель - ученики или ученик -ученики);

c песни;

с игры с мячом (вопрос-ответ: учитель-ученик, ученик-ученик);

c книги этикета, где употребляются фразы утверждения или отрицания;

c рифмовки или танца и т.п.

Элементы неожиданности или сюрпризы на уроке тоже помогают развивать творческую активность учащихся. Все экспромты на уроке должны быть заранее хорошо подготовлены и детально продуманы. Например, появляется "Рассеянный с улицы Бассейной" (один из родителей) с чемоданом, в котором долго роется, роняет различные вещи, достаёт словарь и начинает спрашивать ребят о значении разных слов, но сам при этом всё путает и забывает, а дети его поправляют.

Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Использование компьютерных программ повышает познавательную активность и мотивацию учащихся. Например, при знакомстве учащихся с алфавитом можно использовать "Уроки тётушки совы".

Учитывая, что младшие школьники быстро утомляются, их внимание рассеивается, необходимо разумно чередовать разные виды деятельности на уроке: фронтальные, парные и индивидуальные формы работы, использовать зарядку, динамические паузы, игры, соревнования и др.

Таким образом, во второй главе данной работы определялась педагогическая эффективность методов для организации внимания. Были изучены особенности использования нагладных и игровых методов, использование технических средств и других способов организации и развития внимания.

Итак, в данной работе изучались и анализировались психологические вопросы организации внимания младших школьников на уроках.

Проведённый анализ психологической и педагогической литературы позволил выяснить психологические особенности внимания, а также наиболее значимые характеристики внимания, на которые учитель должен опираться, используя систему приёмов организации и развития внимания.

Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение.

Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. Важно помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.

Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей. Например, читая заданный текст, школьник обязан следить за поведением других учеников. В случае ошибки он замечает отрицательные реакции товарищей и стремится сам исправить ее. Некоторые дети бывают рассеянными в классе именно потому, что не умеют распределять свое внимание: занимаясь одним делом, они теряют из виду другие. Учителю нужно так организовывать разные виды учебной работы, чтобы дети приучались к одновременному контролю за несколькими действиями (вначале, конечно, относительно простыми), подготавливаясь к общей фронтальной работе класса.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru