Педагогика и воспитание » Влияние воображения на жизнь и творчество человека » Примеры методик по исследованию воображения

Примеры методик по исследованию воображения

Страница 1

Диагностические методики необходимы для выявления как одаренности, так и задержки психического развития с целью своевременной помощи ребенку. Разработка методик актуальна также и в теоретическом плане как условие отбора достоверного и систематизированного материала для решения фундаментальных проблем психологии.

Построение методик диагностики определяется общей концепцией развития психики. Следуя культурно-исторической теории, многие известные психологи не считают тестирование достаточно объективным методом диагностики, поскольку тесты игнорируют сотрудничество взрослого с ребенком. Л.С. Выготский подчеркивал: «Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как форма сотрудничества или взаимодействия , а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка . как внутренний процесс». Следовательно, процедура исследования воображения детей раннего возраста должна предусматривать не простое тестирование, но взаимодействие взрослого с ребенком в игровых формах поведения.

С.Я. Рубинштейн настаивает на включении в процедуру диагностики — помощи взрослого ребенку, помощи дозируемой и четко учитываемой.

Л.А. Венгер подчеркивает необходимость строить диагностику с учетом не только результатов, но и процесса и способов решения заданий.

Диагностика развития детей раннего возраста представляет особую трудность, поскольку «интеллект ребенка слишком нестабилен» (Ж. Пиаже). Значимый вклад в решение этой проблемы сделан Э. Л. Фрухт. Подчеркивая быстрый темп, неравномерность и скачкообразность развития детей раннего возраста, автор считает, что в методиках должны быть даны: « . название показателя, срок его формирования; материал, необходимый для проверки развития; ситуация проверки, методика определения развития . поведение ребенка, свидетельствующее о выполнении или невыполнении задания». Ситуация проверки полусвободная; ребенка проверяют в группе, в привычной обстановке, используя игрушки и пособия.

Ниже предлагается несколько методик для исследования воображения у детей.

Исследование индивидуальных особенностей воображения.

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Эстетическое воспитание личности на уроках технологии при изучении рукоделия как педагогическая проблема
Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой – воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, как указывается в Основных направлениях Реформ обще ...

Наблюдение - ведущий метод изучения природы
Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерность и на основе этого делают определения, выводы и обобщения. Наблюдение как один из основополагающих методов обучения по природоведению и ...

Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Автоматизация и дифференциация звуков на более сложном речевом материале. Формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения, путём осторожного и постоянного расширения круга общения, создание проблемных ситуаций. Коррекция лексико-грамматических нарушений. Таким образом, система л ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru