Педагогика и воспитание » Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию » Организация домашней учебной работы

Организация домашней учебной работы

Страница 2

Перестраивая позицию ученика из пассивного исполнителя заданных учителем заданий в позицию активного строителя своего образования, мы тем самым вызываем у него необходимость использования более разнообразных приемов работы, поскольку его деятельность теперь служит не столько для закрепления материала, сколько для более глубокого овладения им, для решения разнообразных задач. Определив слабые стороны своих знаний, учащиеся более интенсивно, с использованием более разнообразных приемов будет их ликвидировать. При этом особенно существенно то, что, подвергая анализу в классе используемые учениками приемы работы, учитель получает возможность их совершенствовать.

Итак, главная цель домашней работы – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальную склонность, дарования и способности учащихся, она призвана определить основную направленность свободного времени школьника, обогащает ее содержательную сторону. Реализация этих требований по отношению к домашним учебным занятиям будет возможна при условии их гибкости, вариативности, при ликвидации жесткой регламентации этого вида деятельности.

В данной главе мы выяснили, что проблема формирования готовности к самообразованию будет решена успешно при следующих педагогических условиях:

- при достаточном уровне усвоенных личностью знаний, умений и навыков, определенных направлением социального опыта;

- при умении учащегося рационально организовать свой режим учебной работы, разумно распределять во времени видов учебных работ, определять порядка их выполнения, подготовить рабочее место;

- при умении ученика определить цель своей познавательной работы, найти ее средства, правильно подобрать приемы выполнения, проконтролировать работу;

- при изменении характера домашней работы, сделав ее более разнообразной по видам;

- при отсутствии жесткой регламентации в учебных заданиях.

-при сочетании на уроке регламентированной учебной деятельности по объему и по времени, что актуализирует для старшеклассников значимость организационных умений.

1) Изучив научно – методическую литературу по проблеме формирования у старшеклассников готовности к самообразованию мы сделали вывод, что проблема остается не изученной до конца и нуждается в дальнейшем исследовании. В педагогической литературе в последнее время часто обращается внимание на то, что для обеспечения социальных задач необходимо построение для школы особой методики самостоятельной работы учащихся, усложняющейся от I до XI класса, предполагающей не только увеличение времени на самостоятельную работу, но прежде всего овладение школьниками приемами самостоятельной работы, причем не получение этих приемов в готовом виде от учителя, а обнаружение их в ходе активного поиска самими учениками. Современный этап движения человечества к самопознанию и самообразованию акцентирует проблему качества образования.

2) Различные подходы к пониманию сущности самообразования позволили определить, что самообразование основано на знаниях, умениях, навыках и способах учебной деятельности, приобретенных в процессе обучения, проявляется как самостоятельная познавательная деятельность, осуществляемая субъектом учения. В ходе самообразовательной деятельности идет целенаправленное и целесообразное самоизменение личности концептуально и нормативно определенное ей самой и самостоятельно ей реализуемая для дальнейшей успешной самостоятельной жизнедеятельности и самореализации личности.

3) Сущность самообразования с психологической точки зрения состоит в том, что оно движимо мотивами личностного самоусовершенствования (в том числе усовершенствования учебной деятельности), определяемыми социальными требованиями общества. Это особая деятельность, имеющая свою специфическую структуру, отличающаяся от учебной деятельности и ее самостоятельных форм тем, что ее основные компоненты – мотивы, задачи, способы действий и способы контроля определяются самим учеником. Как правило, в основе самообразования лежат мотивы жизненного определения; потребности, не удовлетворяемые в условиях школы.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Спектр педагогических профессий в современном мире
В настоящее время в сфере образования наблюдается достаточно устойчивая тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Как следствие данного процесса значительно расширяется спектр педагогических профессий, появляются новые педагогические специальности – «вид деятельности в рамках данной профес ...

Зарубежные дидактические системы прошлого
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые часто называют также дидактическими системами. Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения. Своеобрази ...

Орфоэпия
Любая система, в соответствии с общеметодологическим положением, в своем функционировании допускает определенные колебания, т. е. может порождать феномены, не укладывающиеся в уже зафиксированные регулярности. Орфоэпия изучает исключения из фонетической системы, особенности нормированного произноше ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru