Педагогика и воспитание » Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников » Содержание и методы исследования опытно-педагогической работы

Содержание и методы исследования опытно-педагогической работы

Страница 7

Рис.2 Уровни развития мышления (контрольный замер)

Таким образом, сравнительный анализ двух этапов показал, что уровень развития мышления изменился. У учащихся повысился уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), теперь они стараются ставить перед собой цели, намечать план и устанавливать логические связи. Этому способствовала организация систематических и целенаправленных наблюдений, а также проведение первых опытов.

В данной работе в соответствии с целями и задачами исследования мы, проанализировав специальную литературу по заявленной теме, пришли к выводу, что практические методы играют большую роль в обучении. На уроках окружающего мира наблюдения и опыты составляют важный этап познания явлений и свойств предметов в процессе изучения природы. У младших школьников преобладает наглядно - образное мышление, поэтому им легче запомнить конкретные предметы или явления, чем их описания или определения. Именно через наблюдение или постановку опыта учащиеся наиболее полно могут изучить определенные предметы или явления природы.

Соответствующая цели дипломной работы разработанная система уроков по организации наблюдений и экспериментов в 1 классе по УМК А. Плешакова показала, что использование практических методов создает необходимые предпосылки и условия для развития мышления. Важным моментом в использовании практических методов является то, что организация наблюдений необходимое звено, которое предшествует проведению опытов.

Практические методы способствовали активизации совместной учебно-познавательной деятельности и учащихся и учителя. Это проявилось в том, что учителю для подготовки уроков и в поисках ответов на вопросы приходится прорабатывать много дополнительной литературы. В свою очередь учащиеся проявили активность и самостоятельность. Она выражалась в стремлении школьников привнести в учебную деятельность знания и умения, приобретенные ими за пределами учебного процесса.

Использование практических методов приносит ту радость, которой пока так мало на уроках. "Открытия", "озарения", интеллектуальные и практические "изобретения", которые возникли в ходе проведения опыта, являются важными средствами развития ума и сердца учащихся. Проведенное педагогическое исследование показало, что такой подход создает необходимые предпосылки и условия не только для формирования и развития мышления, но и формирования коммуникативных навыков, развития познавательных способностей школьников.

Проведя опытно - педагогическую работу, мы пришли к выводу, что уровень мышления учащихся возрастает, если на уроках окружающего мира использовать практические методы. Школьники при наблюдении и постановках опытов анализируют, сравнивают, обобщают и т.д. В свою очередь все эти операции являются различными сторонами деятельности мышления. Таким образом, использование рассмотренных практических методов способствует развитию мышления младших школьников. Итак, опытно - педагогическая работа подтвердила значение наблюдений и опытов в структуре учебной деятельности и их влияние на эффективность обучения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Другое по теме:

Функции семейного воспитания
В качестве основной, выполняющей роль объединяющего, систематизирующего начала, внутренне интегрирующего в этом процессе все другие функции, выделяют формирующую функцию семейного воспитания. В соответствии с этой функцией основным содержанием воспитания в условиях семьи является формирование опред ...

Литературная сказка в современной школе
Изучение литературной сказки в современной российской школе представлено в основном обращением к творчеству М.Е. Салтыкова - Щедрина. В среднем, на работу с произведениями этого автора в различных программах выделяется от трех до пяти уроков, в ходе которых рассматриваются такие сказки как "Ди ...

Место магистратуры в современной модели инженерного образования
Инженерное образование всё ещё является важной составляющей отечественной системы высшего профессионального образования – более 30% выпускников наших вузов получают образование по направлениям и специальностям в области техники и технологии. Так, при распределении бюджетных мест в 2010/2011 учеб. г ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru