Педагогика и воспитание » Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников » Содержание и методы исследования опытно-педагогической работы

Содержание и методы исследования опытно-педагогической работы

Страница 7

Рис.2 Уровни развития мышления (контрольный замер)

Таким образом, сравнительный анализ двух этапов показал, что уровень развития мышления изменился. У учащихся повысился уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), теперь они стараются ставить перед собой цели, намечать план и устанавливать логические связи. Этому способствовала организация систематических и целенаправленных наблюдений, а также проведение первых опытов.

В данной работе в соответствии с целями и задачами исследования мы, проанализировав специальную литературу по заявленной теме, пришли к выводу, что практические методы играют большую роль в обучении. На уроках окружающего мира наблюдения и опыты составляют важный этап познания явлений и свойств предметов в процессе изучения природы. У младших школьников преобладает наглядно - образное мышление, поэтому им легче запомнить конкретные предметы или явления, чем их описания или определения. Именно через наблюдение или постановку опыта учащиеся наиболее полно могут изучить определенные предметы или явления природы.

Соответствующая цели дипломной работы разработанная система уроков по организации наблюдений и экспериментов в 1 классе по УМК А. Плешакова показала, что использование практических методов создает необходимые предпосылки и условия для развития мышления. Важным моментом в использовании практических методов является то, что организация наблюдений необходимое звено, которое предшествует проведению опытов.

Практические методы способствовали активизации совместной учебно-познавательной деятельности и учащихся и учителя. Это проявилось в том, что учителю для подготовки уроков и в поисках ответов на вопросы приходится прорабатывать много дополнительной литературы. В свою очередь учащиеся проявили активность и самостоятельность. Она выражалась в стремлении школьников привнести в учебную деятельность знания и умения, приобретенные ими за пределами учебного процесса.

Использование практических методов приносит ту радость, которой пока так мало на уроках. "Открытия", "озарения", интеллектуальные и практические "изобретения", которые возникли в ходе проведения опыта, являются важными средствами развития ума и сердца учащихся. Проведенное педагогическое исследование показало, что такой подход создает необходимые предпосылки и условия не только для формирования и развития мышления, но и формирования коммуникативных навыков, развития познавательных способностей школьников.

Проведя опытно - педагогическую работу, мы пришли к выводу, что уровень мышления учащихся возрастает, если на уроках окружающего мира использовать практические методы. Школьники при наблюдении и постановках опытов анализируют, сравнивают, обобщают и т.д. В свою очередь все эти операции являются различными сторонами деятельности мышления. Таким образом, использование рассмотренных практических методов способствует развитию мышления младших школьников. Итак, опытно - педагогическая работа подтвердила значение наблюдений и опытов в структуре учебной деятельности и их влияние на эффективность обучения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Другое по теме:

Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями
Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой категории населения России. Социальная помощь является составным эле ...

Понимание текста: определение и сущность понятия
Проблема понимания текста относится к междисциплинарным исследованиям. С давних пор изучавшие эту проблему философы, а затем и психологи утверждают, что непонимание рождает агрессию. Любое непонимание – другой культуры, эпохи, народа, религии, человека, текста – опасно. Прежде чем перейти к изучени ...

Принципы специального образования
Принципы — это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями. Специальная педагогика опирается на соотв ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru