Педагогика и воспитание » Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников » Содержание и методы исследования опытно-педагогической работы

Содержание и методы исследования опытно-педагогической работы

Страница 6

Таким образом, к концу подготовительного этапа учащиеся были готовы к проведению более сложного этапа - проведению опытов, на котором дети знакомились с постановкой опытов, используя при этом умения наблюдать за объектами. Основной задачей этого этапа стала необходимость объяснить учащимся, что постановка опытов является основным способом получения ответов на вопросы в науке. Фрагменты уроков представлены в приложении 7.

Этот способ объяснялся учащимся в наиболее общем простом виде: формулирование предположений об условиях того или иного процесса и воссоздания этих условий для опытной проверки предположений. В ходе последующего обучения детьми и учителем будут ставиться и решаться последовательно следующие более частные задачи на открытие: общих способов измерения процессов; общих способов представления результатов опыта; общих способов построения гипотез исследования; и др.

В ходе усвоения этого содержания понятие постановки опытов будет обогащаться и, таким образом, способствовать развитию способностей детей к постановке и научному решению вопросов о природе.

После осуществления формирующей программы был проведён контрольный замер. На контрольном замере использовались те же методики, что и на констатирующем замере. Рассмотрим результаты обследования мышления контрольного замера.

1. Методика "Выделение существенных признаков объектов" (С.Л. Рубинштейн).

Данные представлены в таблице 7. В процентном соотношении стиль мышления следующий: конкретно-ситуативный - 65%, абстрактно-логический - 35%. Сравнив данные, можем сказать, что произошли изменения. Преобладающим остался конкретно - ситуативный стиль мышления. Он составляет 65%. Но у некоторых учащихся сформировался абстрактно - логический стиль мышления, который составил 35% от общего числа учащихся класса. Дети стали осознавать абстрактное значение тех или иных понятий. Они отказались от более лёгкого бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуативные признаки.

2. Методика "Простые аналогии" (Т.Г. Богданова).

Данные представлены в таблице 8. В процентном соотношении уровень развития мышления в классе следующий:

наглядная форма - 87%, логическая форма - 13%.

Исходя из данных контрольного замера, можем сказать, что произошли изменения. Хотя преобладающей формой мышления осталась наглядная, у некоторых учащихся появилась логическая форма. Дети соблюдали последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий, т.е. смогли построить логические связи и отношения между понятиями.

3. Методика "Изучение словесно-логического мышления на основе теста интеллекта Р. Амтхауэра ".

Данные представлены в таблице 9. В процентном соотношении уровень развития мышления представляет собой:

средний - 83%, низкий - 17%.

Данная методика подтверждает, что произошли изменения у детей. Возрос средний уровень мышления, и значительно уменьшился низкий уровень. Увеличились способности устанавливать отношения и логические связи между понятиями, т.е. учащиеся стали овладевать логическими операциями, такими как обобщение, абстрагирование, выделение существенных признаков предметов.

Результаты диагностики показаны на рисунке 2.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Организация работы по формированию картографических знаний, умений и навыков
На следующем этапе эксперимента перед нами стояла цель: повысить качество картографических знаний учащихся, интерес к исторической карте, то есть активизировать их познавательную деятельность посредством использования различных методов форм работы по картографии в ходе уроков. Данная цель предполаг ...

Педагогическая культура родителей как объект научного исследования
Человечество давно пришло к пониманию необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей. Развернутое научное и практическое обоснование подобные мысли получили в трудах великих педагогов и мыслителей. Первую программу подготовки матерей к воспитанию и обучению маленьких детей дал Я. ...

К вопросу об измерителях и оценке личностных достижений учащихся в соответствии с требованиями стандарта образования второго поколения
Опубликованный на сайте "Standart.edu.ru" проект стандарта образования второго поколения (далее – Стандарт) требует, на наш взгляд, самого пристального изучения и анализа с точки зрения задач и проблем, связанных с реализации требований нового стандарта в школьной практике. Одна из главны ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru