Педагогика и воспитание » Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников » Содержание и методы исследования опытно-педагогической работы

Содержание и методы исследования опытно-педагогической работы

Страница 6

Таким образом, к концу подготовительного этапа учащиеся были готовы к проведению более сложного этапа - проведению опытов, на котором дети знакомились с постановкой опытов, используя при этом умения наблюдать за объектами. Основной задачей этого этапа стала необходимость объяснить учащимся, что постановка опытов является основным способом получения ответов на вопросы в науке. Фрагменты уроков представлены в приложении 7.

Этот способ объяснялся учащимся в наиболее общем простом виде: формулирование предположений об условиях того или иного процесса и воссоздания этих условий для опытной проверки предположений. В ходе последующего обучения детьми и учителем будут ставиться и решаться последовательно следующие более частные задачи на открытие: общих способов измерения процессов; общих способов представления результатов опыта; общих способов построения гипотез исследования; и др.

В ходе усвоения этого содержания понятие постановки опытов будет обогащаться и, таким образом, способствовать развитию способностей детей к постановке и научному решению вопросов о природе.

После осуществления формирующей программы был проведён контрольный замер. На контрольном замере использовались те же методики, что и на констатирующем замере. Рассмотрим результаты обследования мышления контрольного замера.

1. Методика "Выделение существенных признаков объектов" (С.Л. Рубинштейн).

Данные представлены в таблице 7. В процентном соотношении стиль мышления следующий: конкретно-ситуативный - 65%, абстрактно-логический - 35%. Сравнив данные, можем сказать, что произошли изменения. Преобладающим остался конкретно - ситуативный стиль мышления. Он составляет 65%. Но у некоторых учащихся сформировался абстрактно - логический стиль мышления, который составил 35% от общего числа учащихся класса. Дети стали осознавать абстрактное значение тех или иных понятий. Они отказались от более лёгкого бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуативные признаки.

2. Методика "Простые аналогии" (Т.Г. Богданова).

Данные представлены в таблице 8. В процентном соотношении уровень развития мышления в классе следующий:

наглядная форма - 87%, логическая форма - 13%.

Исходя из данных контрольного замера, можем сказать, что произошли изменения. Хотя преобладающей формой мышления осталась наглядная, у некоторых учащихся появилась логическая форма. Дети соблюдали последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий, т.е. смогли построить логические связи и отношения между понятиями.

3. Методика "Изучение словесно-логического мышления на основе теста интеллекта Р. Амтхауэра ".

Данные представлены в таблице 9. В процентном соотношении уровень развития мышления представляет собой:

средний - 83%, низкий - 17%.

Данная методика подтверждает, что произошли изменения у детей. Возрос средний уровень мышления, и значительно уменьшился низкий уровень. Увеличились способности устанавливать отношения и логические связи между понятиями, т.е. учащиеся стали овладевать логическими операциями, такими как обобщение, абстрагирование, выделение существенных признаков предметов.

Результаты диагностики показаны на рисунке 2.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Перцептивная модальность как средство формирования интонационной выразительности речи
Значение живого устного слова неоспоримо, так как лекция, доклад, беседа, выступление – любые формы устного повествования – являются повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь всегда имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств: это и мимика, и жесты, и интонация, и т.д. В то же в ...

Структура непрерывного образования
В структуре непрерывного образования можно выделить две подсистемы: основное и дополнительное образование. В свою очередь, основное и дополнительное образование может быть общим и профессиональным. Следовательно, получается четыре подсистемы образования: основное общее, основное профессиональное, д ...

Методы и приемы обучения пониманию текста
Чтобы научить детей понимать текст, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru