Педагогика и воспитание » Самоанализ деятельности учителя как основа управления процессом обучения математике » Подготовка учителя к работе с технологией

Подготовка учителя к работе с технологией

Страница 4

Сущность частично-поискового метода заключается в организации активного поиска способа решения выдвинутых педагогом (или автором учебника) проблемы. Степень самостоятельности обучаемых, по сравнению с предыдущим методом обучения, увеличивается. Их деятельность приобретает продуктивный характер, но процесс мышления и поиска направляется и контролируется педагогом или специальными программами.

Приемы частично-поискового метода обучения:

· включение детей в доказательство выдвинутой педагогом гипотезы;

· задание на решение нескольких задач, выделенных из трудной исходной, после чего они возвращаются к исходной задаче;

· наводящие вопросы, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

· задание на поиск ошибок в рассуждениях, доказательстве теоремы, решении задачи;

· задание на обобщение фактов, изложенных педагогом в специальной последовательности;

· задание на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной педагогом.

Исследовательский метод. Педагог создает проблемную ситуацию, а все остальное – дело самих обучаемых: формулировка проблемы, поиска способа решения проблемы и ее непосредственное решение. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляется в исследовательской деятельности наиболее полно. Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, задания, требующие целого урока, домашнее задание на определенный, но ограниченный срок.

Приемы исследовательского метода обучения:

· задание на самостоятельное составление нестандартных задач;

· задание с несформулируемым вопросом;

· задание с избыточными данными;

· задание на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений;

· задание на отыскание границ применяемости полученных результатов;

· задание на определение степени достоверности полученных результатов;

· задание «на мгновенную догадку», «на соображение».

4. Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продумано они не подбирались учителем, но и от форм обучения, с помощью которых реализуются методы обучения.

К формам реализации методов обучения относятся: беседа, лекция, рассказ, семинар, практикум, самостоятельная работа, практическая работа, лабораторная работа, работа с учебником и книгой и т.д. Приведем примеры и сущность тех форм обучения, которые чаще всего используются на уроках математики.

Беседа – это вопросо-ответный метод обучения, при котором учитель опираясь на усвоение знаний и практический опыт, путем строго продуманной системы вопросов и ответов на них подводит учащихся к решению поставленных образовательных и воспитательных задач.

Лекция – это монологический способ изложения объемного материала используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок.

Рассказ учителя – это образное, живое, эмоциональное и последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме.

Объяснение применяется в тех случаях, когда рассказ учителя и даже показ изучаемых объектов не могут обеспечить ясное понимание учащихся, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений и объяснить их.

Работа с учебником и книгой – один из видов словесных форм обучения. Работа с учебником и книгой проводится на всех этапах процесса обучения, однако она требует от учащихся навыка и помощи со стороны учителя.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.

В свою очередь, каждая форма реализации методов обучения имеет несколько разновидностей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Требования к системе практических заданий, учитывающей профессиональную ориентацию старшеклассников
Мало выявить профессиональную ориентацию старшеклассников с помощью разнообразных психологических тестов и специальных методик, необходимо грамотно организовать учебный процесс на уроке информатики в старшей школе. Для этого нужно знать требования, которым должны отвечать все задачи и задания на ур ...

Проведение констатирующего этапа эксперимента и его интерпретация
В ходе обследования первой группы детей были получены следующие данные об уровне сформированности интонационной стороны речи, которые были отражены нами в таблицах. Таблица 1 Результаты обследования интонационной стороны речи у детей ОГ № Имя, фамилия Баллы Уровень сформированности интонационной ст ...

Особенности обучения иностранному языку на среднем этапе
С переходом из младших классов в средние классы школы изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. Все больше времени в их жизни начинают занимать серьезные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. В подростковом и юношеском возрасте ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru