Педагогика и воспитание » Самоанализ деятельности учителя как основа управления процессом обучения математике » Подготовка учителя к работе с технологией

Подготовка учителя к работе с технологией

Страница 4

Сущность частично-поискового метода заключается в организации активного поиска способа решения выдвинутых педагогом (или автором учебника) проблемы. Степень самостоятельности обучаемых, по сравнению с предыдущим методом обучения, увеличивается. Их деятельность приобретает продуктивный характер, но процесс мышления и поиска направляется и контролируется педагогом или специальными программами.

Приемы частично-поискового метода обучения:

· включение детей в доказательство выдвинутой педагогом гипотезы;

· задание на решение нескольких задач, выделенных из трудной исходной, после чего они возвращаются к исходной задаче;

· наводящие вопросы, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

· задание на поиск ошибок в рассуждениях, доказательстве теоремы, решении задачи;

· задание на обобщение фактов, изложенных педагогом в специальной последовательности;

· задание на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной педагогом.

Исследовательский метод. Педагог создает проблемную ситуацию, а все остальное – дело самих обучаемых: формулировка проблемы, поиска способа решения проблемы и ее непосредственное решение. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляется в исследовательской деятельности наиболее полно. Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, задания, требующие целого урока, домашнее задание на определенный, но ограниченный срок.

Приемы исследовательского метода обучения:

· задание на самостоятельное составление нестандартных задач;

· задание с несформулируемым вопросом;

· задание с избыточными данными;

· задание на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений;

· задание на отыскание границ применяемости полученных результатов;

· задание на определение степени достоверности полученных результатов;

· задание «на мгновенную догадку», «на соображение».

4. Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продумано они не подбирались учителем, но и от форм обучения, с помощью которых реализуются методы обучения.

К формам реализации методов обучения относятся: беседа, лекция, рассказ, семинар, практикум, самостоятельная работа, практическая работа, лабораторная работа, работа с учебником и книгой и т.д. Приведем примеры и сущность тех форм обучения, которые чаще всего используются на уроках математики.

Беседа – это вопросо-ответный метод обучения, при котором учитель опираясь на усвоение знаний и практический опыт, путем строго продуманной системы вопросов и ответов на них подводит учащихся к решению поставленных образовательных и воспитательных задач.

Лекция – это монологический способ изложения объемного материала используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок.

Рассказ учителя – это образное, живое, эмоциональное и последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме.

Объяснение применяется в тех случаях, когда рассказ учителя и даже показ изучаемых объектов не могут обеспечить ясное понимание учащихся, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений и объяснить их.

Работа с учебником и книгой – один из видов словесных форм обучения. Работа с учебником и книгой проводится на всех этапах процесса обучения, однако она требует от учащихся навыка и помощи со стороны учителя.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.

В свою очередь, каждая форма реализации методов обучения имеет несколько разновидностей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
Олигофрения-недоразвитие ложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит не прогрессирующий характ ...

Формирование вероятностного прогнозирования в онтогенезе
Вообще такая способность человека как прогнозирование, антиципация, упреждающий синтез, догадка проявляется в разных видах деятельности человека, это и мыслительная деятельность, и речевая, и учебная, и профессиональная. То есть понятие прогнозирование масштабно по своему значению в жизни человека. ...

Спектр педагогических профессий в современном мире
В настоящее время в сфере образования наблюдается достаточно устойчивая тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Как следствие данного процесса значительно расширяется спектр педагогических профессий, появляются новые педагогические специальности – «вид деятельности в рамках данной профес ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru