Педагогика и воспитание » Самоанализ деятельности учителя как основа управления процессом обучения математике » Теория анализа урока

Теория анализа урока

Страница 5

Развивающий аспект по содержанию включает в себя четыре основных блока: речь, мышление, сенсорную и двигательную сферы.

· Речевое развитие – это показатель интеллектуального и общего развития человека (обобщение и усложнение ее словарного запаса, смысловой функции речи, усиление ее коммуникативных свойств, овладение художественными образами, выразительными свойствами языка).

· Мышление – это умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и решать проблемы. Овладение этими умениями и означает умение мыслить.

· Сенсорная сфера. Речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков и оттенков речи, эмоций, чувств.

· Двигательная сфера. Ее развитие предусматривает овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений.

Таким образом, развивающий аспект триединой дидактической цели включает в себя создание условий на учебном занятии для развития и формирования у школьников мышления, восприятия, воображения, развития речи, памяти, познавательных интересов, самостоятельности, интеллекта, воли, эмоций, адекватной двигательной реакции и умения управлять своими движениями.

2. Оценка правильности отбора содержания урока математики:

· соответствие содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям общества;

· учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения;

· структурное единство образования на разных уровнях его формирования с учетом развития и становления ребенка, предполагающее взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармоничность компонентов образования.

3. Оценка правильности выбора форм организации познавательной деятельности на уроке математики :

· адекватность выбранных форм организации познавательной деятельности целям занятия, содержанию и методам обучения;

· обеспечение включения каждого обучаемого в активную учебно-познавательную деятельность на занятии;

· формирование знаний и способов деятельности должно идти по пути, самому короткому для конкретных обучаемых.

4. Оценка правильности выбора методов обучения на уроке математики .

Методы обучения выбираются в зависимости от характера содержания учебного материала, цели учебного занятия, уровня обученности детей и мастерства педагога.

1)Если содержание учебного материала характеризуется значимостью вводимого элемента, большим объемом опорных знаний, чем новых, достаточной связью элементов, то применима группа методов проблемного характера (метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский).

2)Если содержание учебного материала характеризуется вспомогательным значением изучаемых понятий и явлений, недостаточным количеством опорных знаний, абстрактным характером и трудной актуализацией связей, их множественностью, большим количеством фактического материала, то применяется группа методов репродуктивного характера (объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод).

5. Оценка оптимальности результатов обучения на учебном занятии:

· достижение каждым обучаемым реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами отметок (то есть усвоение обязательных результатов обучения);

· соблюдение педагогом и обучаемыми установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу, то есть временные затраты должны быть в соответствии с общепринятыми нормами;

· минимально необходимые усилия, затрачиваемые обучаемыми и педагогом (интенсивность деятельности).

Признаки эффективной системы контроля на учебном занятии:

· оптимальность сочетания контроля, взаимоконтроля и самоконтроля на учебном занятии для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов;

· получение достоверной и своевременной информации о достижении всеми обучаемыми планируемых результатов обучения;

· адекватность самооценки обучаемого оценке педагога;

· получение всеми обучаемыми информации о реальных результатах учения.

Признаки самостоятельной работы на учебном занятии:

· наличие цели самостоятельной работы;

· наличие конкретного задания;

· четкое определение формы выражения результата;

· определение формы проверки результата самостоятельной работы;

· выполнение самостоятельной работы каждым учащимся.

Данная схема анализа позволяет продиагностировать каждый этап урока в отдельности, увидеть в какой части урока были допущены ошибки, найти пробелы и недочеты, а также положительные моменты. Проанализировав учебное занятие, учитель может сравнить полученные результаты с тем, что он планировал и соотнести с тем, как должно быть, сделать выводы и спланировать свои действия по ликвидации недочетов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Психологические особенности младшего школьного возраста
Вопрос о психологической специфике развития в младшем школьном возрасте представляется очень актуальным для педагогов и злободневным. В последние десятилетия появилось большое количество самых разнообразных образовательных учреждений, где обучаются дети младшего школьного возраста. При этом, с одно ...

Формула Бейеса
Составим задачу: Пусть дано событие А, оно может наступить при появлении одного из несовместных Событий В1, В2,…, Вn, которые образуют полную группу. Так как нам заранее не известно, какое событие наступит, их называют гипотезами. Допустим, что произведено испытание в результате, которого появилось ...

Особенности организации работы на уроках математики в подготовительной к школе группе
В детском саду работу по формированию элементарных математических представлений начинают со второй младшей группы. Детей знакомят со способами установления качественных и пространственных отношений между предметами реального мира, учат считать, прибавлять и вычитать в пределах десяти, измерять длин ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru