Педагогика и воспитание » Самоанализ деятельности учителя как основа управления процессом обучения математике » Теория анализа урока

Теория анализа урока

Страница 5

Развивающий аспект по содержанию включает в себя четыре основных блока: речь, мышление, сенсорную и двигательную сферы.

· Речевое развитие – это показатель интеллектуального и общего развития человека (обобщение и усложнение ее словарного запаса, смысловой функции речи, усиление ее коммуникативных свойств, овладение художественными образами, выразительными свойствами языка).

· Мышление – это умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и решать проблемы. Овладение этими умениями и означает умение мыслить.

· Сенсорная сфера. Речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков и оттенков речи, эмоций, чувств.

· Двигательная сфера. Ее развитие предусматривает овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений.

Таким образом, развивающий аспект триединой дидактической цели включает в себя создание условий на учебном занятии для развития и формирования у школьников мышления, восприятия, воображения, развития речи, памяти, познавательных интересов, самостоятельности, интеллекта, воли, эмоций, адекватной двигательной реакции и умения управлять своими движениями.

2. Оценка правильности отбора содержания урока математики:

· соответствие содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям общества;

· учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения;

· структурное единство образования на разных уровнях его формирования с учетом развития и становления ребенка, предполагающее взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармоничность компонентов образования.

3. Оценка правильности выбора форм организации познавательной деятельности на уроке математики :

· адекватность выбранных форм организации познавательной деятельности целям занятия, содержанию и методам обучения;

· обеспечение включения каждого обучаемого в активную учебно-познавательную деятельность на занятии;

· формирование знаний и способов деятельности должно идти по пути, самому короткому для конкретных обучаемых.

4. Оценка правильности выбора методов обучения на уроке математики .

Методы обучения выбираются в зависимости от характера содержания учебного материала, цели учебного занятия, уровня обученности детей и мастерства педагога.

1)Если содержание учебного материала характеризуется значимостью вводимого элемента, большим объемом опорных знаний, чем новых, достаточной связью элементов, то применима группа методов проблемного характера (метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский).

2)Если содержание учебного материала характеризуется вспомогательным значением изучаемых понятий и явлений, недостаточным количеством опорных знаний, абстрактным характером и трудной актуализацией связей, их множественностью, большим количеством фактического материала, то применяется группа методов репродуктивного характера (объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод).

5. Оценка оптимальности результатов обучения на учебном занятии:

· достижение каждым обучаемым реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами отметок (то есть усвоение обязательных результатов обучения);

· соблюдение педагогом и обучаемыми установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу, то есть временные затраты должны быть в соответствии с общепринятыми нормами;

· минимально необходимые усилия, затрачиваемые обучаемыми и педагогом (интенсивность деятельности).

Признаки эффективной системы контроля на учебном занятии:

· оптимальность сочетания контроля, взаимоконтроля и самоконтроля на учебном занятии для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов;

· получение достоверной и своевременной информации о достижении всеми обучаемыми планируемых результатов обучения;

· адекватность самооценки обучаемого оценке педагога;

· получение всеми обучаемыми информации о реальных результатах учения.

Признаки самостоятельной работы на учебном занятии:

· наличие цели самостоятельной работы;

· наличие конкретного задания;

· четкое определение формы выражения результата;

· определение формы проверки результата самостоятельной работы;

· выполнение самостоятельной работы каждым учащимся.

Данная схема анализа позволяет продиагностировать каждый этап урока в отдельности, увидеть в какой части урока были допущены ошибки, найти пробелы и недочеты, а также положительные моменты. Проанализировав учебное занятие, учитель может сравнить полученные результаты с тем, что он планировал и соотнести с тем, как должно быть, сделать выводы и спланировать свои действия по ликвидации недочетов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Технологии и методы специального образования
Принципы специального образования в коррекционно-педагогическом процессе реализуются в соответствующих методах и приемах, а также в образовательных технологиях. Специальная педагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальные образовательные техн ...

Приёмы формирования толерантного сознания старшеклассников в процессе обучения истории
В настоящее время в ряду актуальных проблем, требующих своего изучения и решения, выдвигается проблема формирования толерантного сознания школьников. Актуальность обусловлена потребностью общества в толерантном человеке, способном строить коммуникацию на основе признания и уважения разной этнонацио ...

Роль физических упражнений в двигательной деятельности школьников
Физические упражнения оказывают огромное влияние на двигательную деятельность школьников. Согласно комплексной программе по физическому воспитанию школьники должны овладеть основами рационального выполнения техники основных поз, положений, элементарных движений, и целостных двигательных действий, н ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru