Педагогика и воспитание » Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников » Характеристика мышления как познавательного процесса

Характеристика мышления как познавательного процесса

Страница 2

Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ даёт значение отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяет эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Всякий анализ начинается с предварительного общего ознакомления с предметом или явлением, а затем переходит в более глубокое и детальное анализирование. Процессы анализа и синтеза часто возникают вначале в практическом действии.

Абстракция - мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Выделенный в процессе абстракции признак предмета мыслится независимо от других признаков и становится самостоятельным объектом мышления.

Абстракция лежит в основе обобщения - мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

Конкретизация - мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать - значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение, правило, закон.

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Понятие более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представления.

Суждение - форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием. В частном речь идёт только о части предметов и явлений, объединяемых понятием. Единичное суждение - суждение, в которой речь идёт о каком-то индивидуальном понятии. Суждение раскрывает содержание понятий.

Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводят из них новое суждение. Человек пользуется в основном двумя видами суждений - индуктивными и дедуктивными. Индукция - способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Дедукция - способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Мышление - сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение его видов осуществляется по разным основаниям. Человек может мыслить с разной степенью обобщённости, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятие, представление или понятие. В зависимости от этого различают 3 основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактное.

Предметно-действенное мышление - вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, который необходимо опирается на восприятие или представления.

Абстрактное мышление - мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представления.

По характеру протекания процесса мышления выделяют умозаключительное мышление, которое проходит ступеньку за ступенькой, и интуитивное мышление, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.

По характеру результатов мышления выделяют репродуктивное мышление (когда четко прослеживается ход мысли другого человека) и творческое мышление (если создаются новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательства).

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Метод проектов
Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного отрезка времени. Метод ...

Распределение функциональных обязанностей руководящих работников
Организационная структура ГОУ СПО «Профессионально – педагогический колледж» Рис. 1 ...

Фломастер
Фломастер (англ. flowmaster), инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара. Фломастер в 1960-е годы произвел революцию в мире пишущих средств. Используя с давних пор известный капиллярный эффект, фломастер прочно вошел в быт и в технику рисования. Каждому, кто рисует ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru