Педагогика и воспитание » Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников » Характеристика мышления как познавательного процесса

Характеристика мышления как познавательного процесса

Страница 2

Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ даёт значение отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяет эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Всякий анализ начинается с предварительного общего ознакомления с предметом или явлением, а затем переходит в более глубокое и детальное анализирование. Процессы анализа и синтеза часто возникают вначале в практическом действии.

Абстракция - мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Выделенный в процессе абстракции признак предмета мыслится независимо от других признаков и становится самостоятельным объектом мышления.

Абстракция лежит в основе обобщения - мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

Конкретизация - мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать - значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение, правило, закон.

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Понятие более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представления.

Суждение - форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием. В частном речь идёт только о части предметов и явлений, объединяемых понятием. Единичное суждение - суждение, в которой речь идёт о каком-то индивидуальном понятии. Суждение раскрывает содержание понятий.

Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводят из них новое суждение. Человек пользуется в основном двумя видами суждений - индуктивными и дедуктивными. Индукция - способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Дедукция - способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Мышление - сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение его видов осуществляется по разным основаниям. Человек может мыслить с разной степенью обобщённости, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятие, представление или понятие. В зависимости от этого различают 3 основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактное.

Предметно-действенное мышление - вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, который необходимо опирается на восприятие или представления.

Абстрактное мышление - мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представления.

По характеру протекания процесса мышления выделяют умозаключительное мышление, которое проходит ступеньку за ступенькой, и интуитивное мышление, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.

По характеру результатов мышления выделяют репродуктивное мышление (когда четко прослеживается ход мысли другого человека) и творческое мышление (если создаются новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательства).

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Педагогический аспект
"Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели" - так считал Карл Орф Орф внес неоценимый вклад в область детского музыкального воспитания. Уже в молодые годы, в период основания и ...

Система упражнений, направленная на повышение уровня компетентности учителя математики
Для повышения компетентности учителя нами подобрана система упражнений по каждому аспекту урока, которая поможет учителю. При составлении системы упражнений использовались библиографические источники. 1. Изучить книгу С. Г. Манвелова «Конструирование современного урока математики», составить опорны ...

Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения
Цель констатирующего эксперимента: изучение особенностей речевого развития у детей с нарушениями зрения. Задачи: 1) провести комплексное обследование речи детей 6-ти лет с ОНР с нарушениями зрения и их сверстников с нормальным зрением; 2) провести сравнительное изучение результатов обследования реч ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru