Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.
Особенности применения упражнений.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, плакатов, стендов и т.д.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными.
Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда правил.
Требования к методу упражнения: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений – сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем – на воспроизведение – на применение ранее усвоенного – на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации – на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.
На уроке художественного труда учащиеся вместе с политехническими знаниями овладевают общетрудовыми политехническими умениями: оборудовать место, проектировать продукт труда, планировать трудовой процесс, осуществлять технологические операции.
При использовании практических методов формируются умения и навыки.
Действия®приемы®операции®умения®навыки. |
Действия – осуществляются учениками в замедленном темпе с тщательным продумыванием каждого выполняемого элемента.
Приемы – требуют дальнейшего осмысления и совершенствование в процессе специальных упражнений.
Операции – объединенные приемы.
Умения – знания, которые применяются на практике, понимается осознанное выполнение учащихся заданных действий с выбором правильных приемов работы, но знания могут не доводиться до степени умений.
Навыки – действия, которые доведены в определенной степени до автоматизма и выполняются в обычных стандартных ситуациях.
Навыки вырабатываются многоразовыми однотипными упражнениями без изменения вида деятельности. Во время работы учитель основное внимание концентрирует на формировании у детей трудовых умений. Умения проявляются при действиях человека в незнакомой ситуации. Для формирования умений проводятся разнообразные упражнения, которые позволяют переносить способ действия в новую ситуацию.
У учащихся начальных классов на уроках художественного труда формируется три основных группы умений:
Политехнические умения – измерительные, вычислительные, графические, технологические.
Общетрудовые умения – организаторские, конструкторские, диагностические, операторские.
Специальные трудовые умения – обработка разных материалов различными способами.
Другое по теме:
Понятия «игра» и «игровая деятельность»
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Но что касается детей, игра для них, прежде всего, ...
Роль ИЗО-деятельности в развитии детей
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отече ...
Наличие образовательных эффектов в рассматриваемых медиа-проектах
Рассмотрим ситуацию на примере проекта "Белка". Практика показывает, что при выходе такого проекта на целевую аудиторию, отличающуюся от ближайшего окружения авторов (круга друзей и знакомых, школы), школьники сталкиваются с трудностями как технического, так и содержательного характера, ч ...