Педагогика и воспитание » Особенности использования словесных методов на уроках чтения в специальной коррекционной школе VIII вида » Особенности словесных методов и их влияние на развитие ребёнка с нарушением интеллекта

Особенности словесных методов и их влияние на развитие ребёнка с нарушением интеллекта

Страница 2

3. Беседой называется такой метод, при котором учащиеся отвечают на вопросы учителя или высказываются по их содержанию. Беседа используется с различными целями и на различных этапах обучения: для приобретения учащимися новых знаний, для повторения и закрепления старых, для проверки знаний. При её проведении учитель опирается на уже имеющиеся знания и опыт учащихся, на их наблюдения. Главное требование к использованию этого метода - строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены так, чтобы ученики понимали предмер разговора. Вопрос должен ставиться перед классом, а не задаваться одному ученику. Каждый вопрос должен быть точно, чётко и правильно сформулирован и понятен учащимся. Брунов Б.П. учитывает следующие требования к вопросам:

-Четкость и правильность сформулированных вопросов

-Связь данного вопроса с предыдущими

-Содержательности вопроса

В условиях специальной (коррекционной) школы VIII в процессе беседы учащимся задаются вопросы различные по содержанию. Они требуют от учеников выяснения свойств предметов, качественных, временных, пространственных, причинно-следственных представлений. Неустойчивость внимания учащихся ведёт к тому, что дети, быстро утомляясь, не могут ответить на вопрос, не вдумываются в содержание. Поэтому необходимо приучать учащихся внимательно вслушиваться в вопрос, вдумываться в эго содержание, правильно строить свой ответ, т.е. активно участвовать в беседе.

Достоинство беседы в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоения новых знаний и умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создаёт условия для определенного управления процессом познания. Таким обозом метод беседы во вспомогательной школе помогает решать образовательные и коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед учителем в процессе обучения.

Из всего вышесказанного мы видим, что словесные методы являются одним из важнейших средств обучения. Такие учёные как Аксёнова А.К.(1994), Петрова В.Г.(1977), ВоронковаВ.В.(2003), ЯкубовскаяЭ.В.(1983), ЛадыженскаяТ.А.(1980) и др. в своих книгах по методике обучения чтению и русскому языку широко применяли словесные методы. Одним из основных требований преподавания чтения в специальной коррекционной школе восьмого вида - это обучение детей сознательному, правильному, беглому и выразительному чтению.

Аксёнова А.К.(1994), Воронкова В.В.(2003) , Петрова В.Г.(1988) , Якубовская Э.В.(1983) предлагали для развития сознательности чтения, следующие этапы работы:

1. Предварительная беседа с использованием наглядных средств, экскурсий;

2. Анализ изобразительных средств художественного произведения

3. Первоначальное чтение

4 Беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа в целом

5. Анализ текста

5. Закрепления содержания прочитанного текста

6. Работа над планом и пересказом прочитанного

7. Пересказ текста;

Для развития правильности чтения:

1. Звукобуквенный анализ слов

2. Деференциация сходных слогов и слов

3. Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами или порядком их расположения

4. Чтение таблиц с трудными словами и предложениями

5. Чтение небольших текстов написанных на доске

6. Самостоятельное выявление учащимися из текста слов, прочтение которых требует помощи учителя;

Для развития беглости чтения:

1. Учащиеся должны чаще и больше читать,

2. Специально организовывать работу по сочетанию разных приёмов чтения на одном и том же тексте

3. Предварительная ориентация учащихся в тексте

4. Работа над развитием смысловой догадки

5. написание трудных для чтения слов на доске

Для развития выразительности:

1. Отчётливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок

2. Прочитать слово и назвать в нём ударный звук

3. Хоровое чтение

4. Чтение по ролям.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Роль операций вероятностного прогнозирования в процессе чтения
Для обозначения и раскрытия роли вероятностного прогнозирования в процессе чтения, стоит для начала раскрыть само понятие чтения, как процесса. Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе его процесса, ...

Анатомо-физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Возраст 5—7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10 см. Каждый возрастной этап характерен разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вме ...

Дидактические основы использования аудиовизуальных средств обучения
Качество проведения занятий в школе саду зависит от наглядности изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные аудиовизуальные средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: являются источником информации; рационализируют формы пр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru