Сложность и многоплановость педагогической деятельности, ее творческий характер не позволяют найти и применять единственно верный способ - принятие решения в каждой конкретной педагогической ситуации. Это предопределяет необходимость прогнозирования педагогом предстоящей деятельности, необходимость проектирования и моделирования вариантов своих действий с учетом возможных изменений ситуации, а также предвидения последствий собственных действий.
Взаимодействие с развивающейся личностью ребенка требует, чтобы любое действие, слово, поступок учителя всегда приносили положительные результаты. Прогностическая деятельность выражается в умении педагога определять направление воспитательной работы, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательного процесса, прогнозировать ее результаты, особенности изменений в развитии личности. Кроме того, результаты педагогической деятельности часто удалены во времени от непосредственного воздействия на личность ребенка. Поэтому педагог должен уметь прогнозировать свою деятельность на несколько шагов вперед, видеть варианты решения одной и той же задачи с учетом конкретной ситуации, видеть возможные последствия своих профессиональных действий.
Конструктивно-проектировочная деятельность педагога органически связана с прогностической. Она обеспечивает отбор и организацию содержания учебного материала, который должен быть усвоен учащимися; проектирование деятельности учащихся, при которой информация может быть усвоена; проектирование собственной будущей деятельности и поведения в процессе общения с детьми. Проектировочная деятельность предполагает также постановку дальних, перспективных целей обучения и воспитания, а также планирование стратегий и способов их достижения.
Организаторская деятельность педагога связана с вовлечением учащихся в педагогический процесс и стимулированием их активности. Она реализуется через отбор и структурирование информации в процессе сообщения ее учащимся; организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с детьми.
При планировании профессиональной деятельности важно учитывать не только содержание и методы педагогического воздействия, но и неожиданные ситуации, которые могут возникнуть при ее осуществлении. Поэтому моделирование и проигрывание подобных ситуаций позволяет увидеть последствия того или иного решения, принятого педагогом.
Содержательно занятия включают различные виды педагогической деятельности: учебную, внеучебную, коммуникативную, организационную. Творческий характер заданий дает возможность легко видоизменять их, наполнять новым содержанием, структурировать в соответствии с уровнем подготовленности и в зависимости от профессиональных интересов и запросов.
Особое место в учебном процессе должны занимать задания, направленные на формирование навыков моделирования игровой деятельности, а также использование ролевых игр, позволяющих воссоздать ситуации творческого профессионального поиска.
Специфика педагогической деятельности заключается в том, что постоянно возникающие непредвиденные ситуации в ходе живого общения педагога с детьми сами собой провоцируют импровизационные действия педагога. И часто неумение отступить от намеченного, неспособность прореагировать на педагогическую ситуацию приводят к различным негативным последствиям в профессиональной деятельности.
Артеменко О.Н., Макадей Л.И.
Ставрополь,
Ставропольский государственный университет
Другое по теме:
Воспитание и самовоспитание
Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании. Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения до ...
Психодиагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственн ...
Речевые ошибки и причины их возникновения
В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному. В работах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное п ...