Новая педагогика » Особенность и проблемы формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи » Особенности формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников массовых групп дошкольных учреждений

Особенности формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников массовых групп дошкольных учреждений

Страница 4

Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.

Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована словесная дидактическая игра «Дни недели». Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.

Галлямова Р.Ф. приводит примерные конспекты занятий по формированию представлений о времени и его измерении. Их особенностью является то, что через весь комплекс проходит единая сюжетная линия. Дети отправляются в страну Времени, где живут в волшебном замке четыре принцессы Утро, День, Вечер и Ночь. Макет замка Год является своеобразной моделью. Он состоит из двенадцати башен, символизирующих двенадцать месяцев года. Каждая башня выстроена в четыре этажа (недели), каждый этаж – из семи кирпичиков цветов радуги (дни недели). Башни отличаются только маковками: у трех башен они белого цвета (зимние месяцы), у трех – зеленого (весенние месяцы), у следующей троицы – красного (летние месяцы) и у последних – желтого (осенние месяцы).Таким образом, в ходе занятий дети сначала знакомятся с принцессами (временами суток), затем начинают помогать строить им замок: делают кирпичи и выкладывают их в определенной последовательности (изучают понятие сутки и дни недели), выстраивают этажи (получают представления о том, что четыре недели составляют месяц), отстраивают сначала башни с белами маковками (изучают зимние месяцы), затем с зелеными, красными, желтыми. Итоговое занятие можно провести в форме праздника Новоселье. Все занятия проводятся в течение года и между ними достаточно большие интервалы, поэтому важно продолжать знакомить детей с временной последовательностью и её измерением в повседневной жизни.

Кроме вышеперечисленных занятий необходимо познакомить детей с часами, развивать чувство времени, для этого могут использоваться игры и упражнения, которые включаются в третью часть традиционных занятий по математическому развитию.

Формирование представлений о времени должно происходить не только в специально-организованных формах, а так же на занятиях по экологии, рисованию, на прогулках, в игре, самостоятельной познавательной деятельности.

Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени. Продолжают закреплять знания о частях суток и их продолжительности. В начале учебного года необходимо уточнить, что, когда и в какой последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня. Педагог предлагает поиграть в игру «Наш день».

Полезно при ознакомлении детей с трудом людей разных профессий показать, в какое время суток они работают. Для этого можно использовать непосредственные наблюдения детей, чтение книг, а также дидактические игры «Кто работает днем?», «Путешествие вечером», «Путешествие ночью». Играя в эти игры, дети подбирают картинки соответствующего содержания или называют тех, кто работает в определенные часы суток: утром, днем, вечером, ночью .

Закрепляют и представление детей о том, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник и т. д. Ежедневно утром дети называют текущий день, а также предыдущий и последующий.

Важно как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к использованию слов завтра, сегодня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Масштабы проблемы
По оценкам специалистов, в Америке от дислексии страдают около 10 млн. человек. Ее проявлениями объясняется до 80% случаев низкой успеваемости. Между тем зачастую эта особенность функционального развития не имеет никакого отношения к истинным способностям человека. Известно, например, что дислексие ...

Авторский комплекс упражнений для работы с текстом при подготовке к пересказу и его реализация на уроке английского языка
Для изучения возможностей пересказа как способа развития речевых умений старшеклассников в процессе практического исследования нами был разработан комплекс упражнений. Апробация комплекса осуществлялась на протяжении восьми уроков с использованием четырех текстов, включенных в УМК В.П. Кузовлева. П ...

Психологическое сопровождение профориентации
Основным в профориентации является ее психологическое сопровождение, что объединяет под собой различные формы и методы профессиональной диагностики и различные профконсультации. Для профессиональной диагностики личности учащегося используются следующие методы и формы работы: 1. Наблюдение. Оно може ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru