Новая педагогика » Особенность и проблемы формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи » Особенности формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников массовых групп дошкольных учреждений

Особенности формирования пространственно-временных представлений у старших дошкольников массовых групп дошкольных учреждений

Страница 1

Главная особенность математики как учебного предмета заключается в том, что уже на элементарных уровнях она оперирует процессами далеко идущего абстрагирования и с идеальными объектами, представляющими результаты такого абстрагирования. Она формирует и исследует структуры, строящиеся из таких объектов, и потому математическая деятельность, как научная, так и учебная уже на элементарных её уровнях пронизывается комбинаторной деятельностью, состоящей из комбинаторных процедур, таких, как композиции, или конструирования (одних совокупностей из других, одних фигур или схем из других), декомпозиции, или разбиения (множества на подмножества, фигуры или схемы на составные части) и в композиции, или конструировании (одних совокупностей из других, одних фигур или схем из других), декомпозиции, или разбиения (множества на подмножества, фигуры или схемы на составные части) и анализ получившихся результатов. Такая деятельность рождает активное функционирование целого ряда психологических механизмов, участвующих в математической деятельности, ведёт к их взаимодействиям, к развитию их координации.

Специально организованная предшкольная математическая подготовка должна быть направлена в первую очередь на умственное развитие с учётом возрастного развития познавательных и когнитивных процессов ребёнка старшего дошкольного возраста. Исследованию особенностей умственного развития дошкольника посвящены работы, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьякова, Н.И. Чуприковой и др.

Особенности учебной математической деятельности, учитывающей возрастные особенности мышления дошкольников, должны проявляться в особенностях взаимодействий участвующих в ней психологических механизмов. Так, синтез в этой деятельности должен преобладать над анализом, а в соответствии с этим схватывание целого должно преобладать над процедурами упорядочения. Такому характеру взаимодействий благоприятствуют допонятийные формы мышления, являющиеся носителями эвристического потенциала. Без использования этих форм мышления не может развиваться поисково-исследовательская деятельность ребёнка, сопровождаемая комбинаторной деятельностью, не может развиваться понятийное мышление, а значит, не будет происходить умственное развитие ребенка.

Развивающее обучение математике, в каком бы естественном смысле мы его ни понимали, невозможно без развития механизмов понимания, а значит, без активного использования и развития игры фантазии, интуиции, воображения, без активного использования и развития допонятийных форм мышления. Развитие допонятийных форм мышления, происходящее не в последнюю очередь благодаря активной поисковой деятельности, сопровождаемой комбинаторной деятельностью, использованием знаковых средств, знакового моделирования, приводит к формированию начал понятийного мышления, несущих преобразование самой учебной деятельности.

Таким образом, особую роль играют знаковые средства, которые, будучи и средствами организации самой учебной математической деятельности, ведут к развитию произвольности в осуществлении умственных действий. Первичное приобщение к ним, развитие способности к их использованию должно быть важнейшим компонентом предшкольного математического развития детей.

Время (как и пространство) является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.), которые регулируются социальной средой. Представления ребенка о времени исследовались в работах как зарубежных, так и отечественных философов и психологов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Особенности познавательной и учебной деятельности младшего школьника
Рассмотрение школьника как субъектов учебной деятельности основывается на тезисах Д.Б. Эльконина - ведущая деятельность ребенка (игра, учебная деятельность, личное общение и т.д.) протекает в определенной социальной среде, ситуации развития, что в совокупности формирует психические и личностные нов ...

Понятие дидактических принципов обучения и их классификация
Принципы обучения являются необходимым инструментом в преподавательской деятельности. Благодаря этим принципам, происходит процесс соединения теоретических представлений с педагогической практикой. Принципы обучения в педагогике носят, прежде всего, рекомендательный характер, а необязательный. Это ...

Анализ опыта реализации профильного обучения на примере
г. Комсомольска-на-Амуре Для достижения поставленных целей и задач, нами было проведено исследование проблемы реализации профильного обучения на практике в школах города Комсомольск-на-Амуре. Нами были опрошены учителя географии школ города. Учителям было предложено ответить на вопросы анкет. перва ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru