В программе «Пралеска» стоят следующие задачи по знакомству детей старшего дошкольного возраста в разделе «Время»
Обогащать представления детей о годе и порах года, месяце, неделе, об отношениях между ними познакомить с календарем: (7 последовательных дней – это неделя, 4-5 недель – это 1 месяц, 3 последовательно сменяющихся месяца – это 1 пора года, 4 поры года – это год);
На седьмом году жизни познакомить с приборами измерения времени (секундомер, часы);
Формировать умение определять время по разным часам с точностью до часа, получаса, четверти часа;
Расширять и углублять представления о частях суток; формировать представления о временных явлениях: сумерки, рассвет, закат, восход, заря (на седьмом году жизни);
Содействовать развитию чувства времени.
Диагностика развития временных представлений у старших дошкольников должна включать:
задания на определение знания ребенком названий частей суток;
знания ребенком названий дней недели, их последовательности и умения определять, какой день был вчера, сегодня, будет завтра;
знания ребенком названий и последовательности месяцев, времен года и того, какие месяцы составляют то или иное время года;
умения ребенка определять время с использованием календаря, песочных и механических часов;
умения определять время по цикличности природных явлений.
Исходя из особенностей восприятия времени детьми дошкольного возраста, Галлямова Р.Ф. конкретно определила через какое объективное явление можно сформировать то или иное временное математическое понятие (см. Рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Формирование математических понятий через объективные явления
В работе по формированию временных представлений у дошкольников может использоваться проектно-технологический подход В.Э. Штейнберга, который считает целесообразным использовать следующие унифицированные компоненты сценария занятия:
1. Этап познавательной деятельности:
ознакомление с изучаемым объектом, для того чтобы накопить следующую информацию по схеме: объект в целом и его характеристика, части объекта и их характеристики, возможные виды и разновидности объекта, надсистема объекта, в которую входит объект; типовой результат ознакомления — знания об объекте в виде суммы признаков структуры объекта, вида его элементов и отношений между ними;
формирование развёрнутой систематизированной характеристики объекта, которая включает: признаки структуры (части объектов, ингредиенты веществ, операции технологий), признаки вида (форма, материал, расположение и связи элементов; последовательность или порядок выполнения операций, тип элементов, взаимное расположение и связи между атомами) и признаки отношения (количественные характеристики частей, операций, ингредиентов);
дополнение характеристики объекта специальными сведениями: особенности функционирования и развития объекта; признаки рода, вида и класса объекта; “формула” объекта;
теоретическое обобщение темы, состоящее в том, чтобы построить модель в виде свёрнутого образа изучаемого объекта с помощью системных и предметных ключей; подвести объект под определение с применением полученных знаний; применить определение для распознавания родственных объектов; сконструировать знания об объекте — самостоятельно создать учебные задачи или проблемные ситуации.
Другое по теме:
Теоретические основы исследования проблемы развитие
речи младших школьников
Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение ...
Психологический портрет студента
Данный психологический портрет составлен для студента Логинова Сергея Александровича, обучающегося в ВГУ на 5 курсе физического факультета группы “информационные системы и технологии”. В университете Сергей обучается 5 лет, до поступления в ВГУ учился в школе №86 в физико-математическом классе. На ...
Экспериментальное исследование сформированности этических представлений
у детей старшего дошкольного возраста
Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог, прежде чем организовывать какую-либо работу по формированию эт ...