В программе «Пралеска» стоят следующие задачи по знакомству детей старшего дошкольного возраста в разделе «Время»
Обогащать представления детей о годе и порах года, месяце, неделе, об отношениях между ними познакомить с календарем: (7 последовательных дней – это неделя, 4-5 недель – это 1 месяц, 3 последовательно сменяющихся месяца – это 1 пора года, 4 поры года – это год);
На седьмом году жизни познакомить с приборами измерения времени (секундомер, часы);
Формировать умение определять время по разным часам с точностью до часа, получаса, четверти часа;
Расширять и углублять представления о частях суток; формировать представления о временных явлениях: сумерки, рассвет, закат, восход, заря (на седьмом году жизни);
Содействовать развитию чувства времени.
Диагностика развития временных представлений у старших дошкольников должна включать:
задания на определение знания ребенком названий частей суток;
знания ребенком названий дней недели, их последовательности и умения определять, какой день был вчера, сегодня, будет завтра;
знания ребенком названий и последовательности месяцев, времен года и того, какие месяцы составляют то или иное время года;
умения ребенка определять время с использованием календаря, песочных и механических часов;
умения определять время по цикличности природных явлений.
Исходя из особенностей восприятия времени детьми дошкольного возраста, Галлямова Р.Ф. конкретно определила через какое объективное явление можно сформировать то или иное временное математическое понятие (см. Рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Формирование математических понятий через объективные явления
В работе по формированию временных представлений у дошкольников может использоваться проектно-технологический подход В.Э. Штейнберга, который считает целесообразным использовать следующие унифицированные компоненты сценария занятия:
1. Этап познавательной деятельности:
ознакомление с изучаемым объектом, для того чтобы накопить следующую информацию по схеме: объект в целом и его характеристика, части объекта и их характеристики, возможные виды и разновидности объекта, надсистема объекта, в которую входит объект; типовой результат ознакомления — знания об объекте в виде суммы признаков структуры объекта, вида его элементов и отношений между ними;
формирование развёрнутой систематизированной характеристики объекта, которая включает: признаки структуры (части объектов, ингредиенты веществ, операции технологий), признаки вида (форма, материал, расположение и связи элементов; последовательность или порядок выполнения операций, тип элементов, взаимное расположение и связи между атомами) и признаки отношения (количественные характеристики частей, операций, ингредиентов);
дополнение характеристики объекта специальными сведениями: особенности функционирования и развития объекта; признаки рода, вида и класса объекта; “формула” объекта;
теоретическое обобщение темы, состоящее в том, чтобы построить модель в виде свёрнутого образа изучаемого объекта с помощью системных и предметных ключей; подвести объект под определение с применением полученных знаний; применить определение для распознавания родственных объектов; сконструировать знания об объекте — самостоятельно создать учебные задачи или проблемные ситуации.
Другое по теме:
Опытно-экспериментальная работа по изучению условий влияния мотивации
учения на уровень образованности младших школьников
В результате изучения психолого-педагогической литературы, знакомства с существующим опытом работы по проблеме изучения индивидуальных особенностей мотивации учения у младших школьников была выдвинута Цель исследования: экспериментально изучить влияние мотивации учения на уровень образованности уча ...
Диагностика общей и мелкой моторики детей 3-х летнего возраста
Задание 1. Ходьба по лестнице. Задание 2. Прыжки на месте. и с чередованием ног) Задание 3. Бросание и ловля мяча. Задание 4. Диагностика мелкой моторики. Физические упражнения. Уровень развития Ходьба по лестнице Прыжки на месте Бросание и ловля мяча На основе проведенных опытов и обследования бол ...
Основные линии математического образования на современном этапе
Современные подходы к организации системы школьного образования, в том числе и математического образования, определяются, прежде всего, отказом от единообразной, унитарной средней школы. Направляющими векторами этого подхода являются гуманизация и гуманитаризация школьного образования. Гуманитариза ...