Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Интерактивные технологии коррекционного обучения детей с особыми нуждами

Интерактивные технологии коррекционного обучения детей с особыми нуждами

Страница 1

Первая отечественная попытка внедрения компьютерных технологий в обучение разных категорий детей с выраженными отклонениями в развитии, обучающихся в специальных школах страны, была осуществлена в рамках Проекта Гособразования СССР и корпорации IBM «Нетрудоспособные дети и инвалиды» в 1989 - 1991 гг. В рамках Проекта был изучен зарубежный опыт в области компьютеризации специального обучения, определена возможность и необходимость русификации западных специализированных программно-аппаратных комплексов «Видимая речь-1», и «Экранный чтец», разработаны методики их применения в российской системе специального образования детей с сенсорными нарушениями, разработаны содержание и методы курсовой подготовки специалистов. Оперативное решение столь масштабных задач позволило широкому кругу специалистов увидеть смысл в компьютеризации специального образования, оценить спектр новых возможностей ребенка и учителя, предоставляемых новыми технологиями. Однако в связи с распадом СССР, в 1992г. Проект был приостановлен. Сегодня Институт коррекционной педагогики РАО выдвигает в качестве приоритетной задачи разработку концептуальных основ использования компьютерных технологий в специальном образовании. Проблема внедрения компьютерных технологий в систему специального образования стоит как методологическая проблема: сформулированы концептуальные идеи в области философии компьютеризации специального образования; предложен путь широкого использования компьютерных технологий в различных содержательных областях специального образования, использование компьютера сразу в качестве инструмента учебной деятельности, отвечающей возрасту, уровню развития, этапным задачам коррекционного обучения ребенка. Реализация компьютерные технологий позволяет индивидуализировать коррекционный процесс в условиях класса, обеспечивает каждому ребенку адекватный лично для него темп и способ усвоения знаний, предоставляет возможность самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной системой помощи. Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит в разработке новых «обходных путей» обучения, возможных только на базе этих технологий; создании компьютерно опосредованных педагогических технологий выявления и преодоления дисбаланса между развитием и обучением, применительно к разным содержательным линиям развития ребенка, так как именно в компьютерной форме они становятся наиболее легко осваиваемыми и тиражируемыми технологиями. В соответствии с предложенной философией использования компьютерных технологий в специальном образовании Кукушкиной О.И была разработана концепция создания специализированных полифункциональных компьютерных программ инструментального типа, начата разработка отечественного программного обеспечения для детей с различными нарушениями в развитии. Возможность реализации выдвинутых концептуальных идей была доказана в ходе прикладных исследований Королевской Т.К., Кукушкиной О.И., Гончаровой Е.Л Был создан первый в России специализированный программный продукт «Мир за твоим окном» для старших дошкольников и младших школьников с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития. Эта программа в настоящее время используется в десятках специальных образовательных учреждений, ПМПК, реабилитационных центров страны, а также десятках семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. На основе концепции проводятся экспериментальные исследования, разрабатываются новые и апробируются разработанные ранее специализированные полифункциональные компьютерные программы инструментального типа. Проведена русификация второй и третьей версии программы «Видимая речь», представляющей новый «обходной путь» формирования звукопроизношения и просодических элементов речи детей и подростков с нарушениями слуха, основанный на использовании наглядных динамических моделей. Остается проблемой разработка содержания и методов обучения сурдопедагогов и логопедов, подготовки и переподготовиа кадров. В ходе проведенных экспериментальных исследований доказаны: высокий мотивационный эффект применения данной компьютерной технологии в обучении разных категорий детей, возможность сокращения сроков постановки и автоматизации звуков, возможность реконструкции отношений педагога и ребенка, стимуляции ребенка к освоению активной позиции - позиции субъекта обучения, осознанию достигнутых результатов и необходимости освоения новых задач в области произносительной стороны устной речи. Разработка технологии обучения «текстовому редактору» детей с различными нарушениями позволяет вводить компьютерные технологии работы с текстом в контекст обучения родному языку на ранних этапах его освоения детьми школьного возраста. Кукушкиной О. И. исследованы специфические особенности реализации общей модели применительно к обучению детей с нарушениями слуха и детей с различными речевыми нарушениями. В контексте разработки теоретических и практических аспектов внедрения компьютерных технологий в специальное образование разработаны и обоснованы принципы компьютерной поддержки целенаправленного социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста в условиях специального обучения. Использование компьютерных интерактивных моделей для введения в обучение ребенка младшего школьного возраста таких новых объектов познавательной деятельности как настроение, связь событий и настроений, изменение настроения, характер настроения, шкала настроений и ее связь с событийными рядами позволяет, за счет компьютерных моделей обеспечить ребенка деятельностью моделирования, прогнозирования, которые чрезвычайно трудно осуществлять другими средствами.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Диагностический анализ отношения подростков к здоровью
Подростковый возраст - очень сложный период, характеризуется он физическим и социальным взрослением ребенка. В этом возрасте происходит максимальная активация важнейшей гормональной оси – "гипоталамус-гипофиз-половые железы", приводящая к гармоничному физическому и половому развитию. Осно ...

Система школьного воспитания в Афинах 5-6 вв. до н. э
Как говорилось выше, в древней Греции до 7 лет существовало домашнее воспитание под руководством главы семейства. Затем детям свободных афинян предстояло пройти несколько школьных этапов. Следует отметить, что образование в Древней Греции получали только мальчики. Девочки же воспитывались до замуже ...

Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках искусства
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом опр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru