Мы рассматриваем дополнительное образование и как особый институт, и как систему (образовательных программ, учреждений, органа управления), и как вид деятельности, направленный на удовлетворение тех образовательных и культурных потребностей личности, которые не удается реализовать в процессе получения общего (основного) образования. Однако это вовсе не означает некоей второстепенной роли дополнительного образования. Оно выступает таковым лишь в рамках соотнесения (в том числе терминологического) с основным образованием. По своему же социальному значению и роли в жизни общества, учащихся, их родителей дополнительное образование зачастую ничуть не уступает основному. Более того, оно имеет перед последним ряд неоспоримых преимуществ: возможность свободного выбора занятий; существование интересов учащихся к деятельности; наличие у них свободного времени для нее; возможность осуществить выбор занятия без боязни ошибиться в нем.
Несмотря на несомненные достижения в области дополнительного образования, нерешенным остается ряд педагогических и социальных проблем, и, прежде всего: установление, налаживание взаимосвязей основного (общего) и дополнительного образования; взаимодействие в его рамках основных социальных общностей — учащихся и педагогов; повышение эффективности реализации предоставляемых учащимся возможностей, которое зависит в значительной степени от качества педагогической деятельности персонала учреждений дополнительного образования.
Пути решения названных проблем видятся в разработке модели взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, повышении педагогической компетенции персонала учреждений дополнительного образования, проектировании особой познавательной среды для учащихся общеобразовательных школ в учреждениях дополнительного образования.
На сегодняшний день 60% территории России экологически небезопасны. Это диктует необходимость проведения самой тщательной экологической экспертизы, в частности влияния химических факторов среды обитания на психическое здоровье, состояние нервной и эндокринной систем, обеспечивающих адаптацию к факторам внешней среды (Утенина В.В. с соавт., 2002).
Особого внимания заслуживает вопрос об адаптивных возможностях и психическом статусе детей и подростков, поскольку эта возрастная группа является самой чувствительной к неблагоприятному воздействию окружающей среды.
Результаты исследований показали, что у 13-летних подростков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды, уровень андро- и эстрогенов и их соотношения обнаруживали существенные изменения. Было выявлено более высокое содержание Т у подростков опытной группы, по сравнению с контрольной: у мальчиков его концентрация составляет 20,10±0,75 нМ/л (Р<0,001), у девочек – 7,91±0,45 нМ/л (Р<0,001).
Кроме того, у подростков опытной группы наблюдали значительный прирост уровня Э, у мальчиков 621,65±25,63 пМ/л (Р<0,001), а у девочек – 902,65±20,84 пМ/л (Р<0,001). Это вполне объяснимо в условиях хронического воздействия химического загрязнения, поскольку Э обладает мощным стресс-протективным действием (Zava D.T., Dollbaum C.M., Blen M., 1998).
Соотношение Т/Э у мальчиков опытной группы составляет 29,04±1,05, у девочек – 9,89±0,38. Особо следует отметить тот факт, что у девочек, проживающих в химически загрязненном районе, отмечали более выраженное, чем у мальчиков, изменение соотношения Т/Э. Так, у мальчиков опытной группы соотношение Т/Э в 1,2 раза превышает таковой показатель у мальчиков контрольной группы, а у девочек - в 1,6 раз, что свидетельствует об андрогенизации женского организма в условиях химического загрязнения окружающей среды.
Следовательно, полученные данные показали чрезмерное напряжение активности ГГГС у подростков 13 лет, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды, что вероятно, снижает ее адаптационные возможности.
Также нами установлено, что уровень кортизола (К) в слюне у мальчиков контрольной группы составляет 10,11±0,67 нмоль/л, у девочек - 10,52±0,82 нмоль/л, а в опытной группе, соответственно, в 1,71 раза и 1,49 раза, выше, чем в контроле. Это указывает на активное функционирование коры надпочечников у 13-летних подростков, причем реактивность коры надпочечников на хроническое воздействие химических факторов среды у мальчиков 13 лет больше по сравнению с девочками.
Другое по теме:
Включенность личности в коллектив
Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах. Способность личности действовать так, чтобы укреплять организованность коллектива, характеризует его оптимальную включенность в организацию. В социальной п ...
Стадии развития коллектива
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную тех ...
Изучение особенностей
формирования пространственно временных представлений у старших дошкольников с
ТНР
Экспериментально исследование сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ТНР и у их нормально говорящих сверстников проводилось на базе дошкольных учреждений ГОУ «Ясли-сад № 1» г. Белоозерска, ГОУ «Ясли-сад № 4» г. Белоозерска в период с 01.09.2010 по 20.05.20 ...