Педагогика и воспитание » Основы культурологического воспитания » Содержание деятельности по интеллектуально-творческому развитию учащихся

Содержание деятельности по интеллектуально-творческому развитию учащихся

Страница 2

Нами составлена циклограмма деятельности учителя по руководству исследовательской работой учащихся:

май – составление списка примерных тем исследовательских работ; выявление учащихся, склонных к научной деятельности, первичное консультирование по подбору литературы, плану работы;

сентябрь – обсуждение результатов, уточнение формулировки тем, определение цели, задач, выдвижение гипотезы;

октябрь – консультирование по сбору материала, работе с информацией, выбору методов исследования;

ноябрь – консультирование по анализу собранных материалов, обработке данных;

декабрь – консультирование по написанию и оформлению работы; январь – консультирование по подготовке устной защиты работы. Чтобы исследовательская деятельность в школе имела постоянную перспективу, необходимо позаботиться о преемственности. С этой целью учащиеся старших классов проводят беседы, классные часы, социологические исследования в начальной и средней школе.

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается, как правило, в старших классах, в то же время психологические исследования показывают, что раннее включение в творческий процесс положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребёнка. В связи с этим работу по подготовке к исследовательской деятельности необходимо начинать в младшей школе.

Методическая работа с учителями

Если дети активно, с интересом занимаются исследовательской работой, участвуют в конкурсах, играх, выступают на конференциях, то увлечь учителей исследовательской работой гораздо сложнее. Результаты диагностики «Изучение затруднений учителей в обучении учащихся» показывают, что многие учителя испытывают трудности в работе со способными учащимися (57%), в применении исследовательских методов обучения (63%), в умении ставить развивающую цель на уроке (51%), в планировании самообразования и повышении педагогического мастерства (54%). Для того чтобы преодолеть эти затруднения, во-первых, был спланирован цикл методических совещаний по ознакомлению учителей с основными понятиями исследовательского подхода в обучении, технологией написания исследовательских работ учащимися, формами работы по развитию детей:

1. Одарённый ребёнок. Виды одарённости.

2. Исследование в обучении.

3. Структура и оформление исследовательских работ учащихся.

4. Развитие способностей учащихся в соответствии с их психологическими особенностями.

5. Формы деятельности учителя, направленные на развитие способностей учащихся.

6. Метод проектов: теория и практика.

7. Внеурочная учебная деятельность как средство развития учащихся.

Многие учителя пробовали заниматься с детьми творческой, научной деятельностью: кто-то ограничился уровнем реферата, у кого-то получилась исследовательская работа. В результате сформировалась инициативная группа учителей-руководителей. Сейчас в ней 11 педагогов (из 32 работающих в 5-11 классах), кроме того, с этого года к руководству исследовательской деятельностью учащихся мы привлекаем студентов Поморского государственного университета. Руководство исследовательской работой – дело для нас новое, возникает много вопросов, общих проблем. Помочь решить эти проблемы призван спецкурс для учителей, программа занятий которого включает следующие вопросы:

1. Выбор темы исследования, актуальность темы, определение целей и задач исследования.

2. Методы исследования.

3. Поиск, накопление и обработка информации. Организация работы с научной литературой.

4. Применение информационных технологий в исследовании

5. Требования к оформлению результатов работы. Цитирование. Ссылки. Схемы и иллюстрации

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Правильное питание
Тело ребенка постоянно растет с момента рождения и до двадцатилетнего возраста. Питательные вещества, мы получаем с пищей, которые играют в процессе роста различную роль. Одни питательные вещества являются строительным материалом для роста мышц, костей и всех других частей тела. Из других организм ...

Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач на уроках истории
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент – живое созерцание, которое, как изв ...

Тестирование по разделу «Архитектура ЭВМ. Программное обеспечение»
1. Перед отключением компьютера информацию можно сохранить: 1) в оперативной памяти; 2) во внешней памяти; 3) в регистрах процессора; 4) на дисководе; 5) в контроллере магнитного диска. 2. Электронный блок, управляющий работой внешнего устройства, называется: 1) адаптер (контроллер); 2) драйвер; 3) ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru