Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Формированпие экологической этики в современной теории социума

Формированпие экологической этики в современной теории социума

Страница 2

Однако, собственно педагогика, это не только знания, но и -

а) совместные с учениками действия по освоению знаний (т.е. – педагогические технологии), и –

б) социальные коммуникации с коллегами и детьми, и –

в) известной степени, артистизм исполнения роли педагога в процессе преподавания и « по жизни», и, наконец, -

г) рефлексия собственных действий во всех, перечисленных выше аспектах.

По нашему мнению, именно этот, психологический по существу, фрагмент и образует высокое профессиональное мастерство учителя. Даже если представить, что в конкретном случае, родитель-учитель обладает всеми указанными фрагментами в равной степени, его ребенок оказывается заведомо дезориентированным относительно выбора и предпочтения ценных качеств своего родителя. Не забудем отметить, что во-первых, не все школьные (и иные) педагоги гармонично осваивают и реально владеют всеми фрагментами педагогического мастерства; как правило, доминируют либо знания, либо - авторитаризм - т.е. умения подавлять и «держать» дисциплину. И, во-вторых, способность к самонаблюдению, к анализу своего действия со стороны, к отслеживанию результатов собственного действия, - т.е. профессиональная рефлексия, не может быть «снята» простым подражанием-копированием, и в наблюдениях ученика за родителем-педагогом она вообще недоступна.

И, как очевидное с другой стороны, - у ребенка из семьи школьного педагога оказывается стертой грань восприятия между школой и домом; и в школе, и дома значимым взрослым для него оказывается (один и тот же !!!) учитель. Учитель и родитель, с детской очевидностью обязанные быть разными людьми для разных частей текущей детской жизни, механически и нерушимо слиты воедино… Привыкший получать и не замечать несоразмерные эмоциональные перегрузки на работе, - педагог, приходя, домой, « не вдруг» освобождается от роли «учителя», и, таким образом, немалое время, а в некоторых учительских семьях - практически постоянно, ребенок находится в ситуации, когда в его собственной картине мира его родитель – любимый и единственный, «преподает» жизнь, а не живет ею.

Следовательно, если ребенок водителя автомобиля с младых лет и под присмотром родителя осваивает манипуляции по вождению и правила дорожного движения, - в этом есть только плюсы, то, в аналогичной ситуации, ребенок учителя, с младых лет наблюдающий, как родитель «дает уроки», может снять и копировать далеко не самые привлекательные стороны педагогической профессии, если в этом случае вообще можно говорить о педагогике.

Отдавая должное атрибутивно-нормативным аспектам, обратимся и к более весомым, содержательным, т.е. - по существу тем самым, - определяющим ее привлекательность. Как и во всех других случаях, привлекательность в педагогической деятельности возникает от желания подражать, или повторить работу мастера, т. е. – от субъективности; « профи » - это прежде всего - яркая личность, это хозяин ситуации, в любой момент знающий, что делать в следующем моменте, знающий и то, как получить успешный конечный результат. Основным механизмом педагогической профессионализации является проектирование человеком собственной деятельности и себя как профессионала, психологическим обеспечением функционирования данного механизма является субъектность, которая, в широком смысле, рассматривается как свойство самодетерминации человеком своего бытия в мире. В целом, в работах отечественных исследователей, посвященных проблеме профессионального развития человека, отмечается, что осознание человеком себя как субъекта профессиональной деятельности играет значительную роль в регулировании как профессионального труда, так и профессионального развития субъекта в целом. Использование субъектного подхода в исследованиях профессионализации учителя позволяет говорить не только о развитии человека в этом процессе, но и механизмах, определяющих динамику и направленность данного развития.

Резюмируя сказанное выше, отметим особо: для профессиональной педагогики развитие - предмет развития.

Иначе говоря, не имея источника и, хотя бы некоторой, скорости собственного движения, нельзя «двигать» т.е. развивать других, а, значит - быть полезным для общества, педагогики, учеников, и - своих детей, в частности. Однако, говоря о развитии, мы всегда примысливаем (или при-действуем, - П.Г.Щедровицкий) в нем, некоторую ценность, как минимум, - "значимость", позволяющую в определенном (или не-определенном) будущем состоянии угадать уже состоявшийся следующий шаг . (ступень) именно развития, а не деградации. Взятые вне ценностного пространства, эти процессы не могут быть идентифицированы как развитие или не-развитие с одинаковой степенью вероятности. Развитие оказывается не предметом логики, а предметом самой что ни на есть фундаментальной онтологии (если хотите - религиозной философии). Констатация факта развития лежит на пересечении логического анализа процессов (своеобразной горизонтали) и аксиологической квалификации (вертикали)».

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru