Таким образом, качественная успеваемость в экспериментальном классе составила 75 %, в контрольном классе 62,5 %.
Сравним процент качественной успеваемости до и после формирующего эксперимента (рис.11)
Рисунок 11 – Сравнение качественной успеваемости по двум экспериментам
Можно заметить что, в экспериментальном классе качественная успеваемость выросла на 28,1%, а в контрольном классе только на 3,1%.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования. Уровень мотивации действительно влияет на качество успеваемости, а саму мотивацию можно воспитывать и развивать, путем различных приемов, описанных нами в нашей работе.
Вторичная статистическая обработка результатов эксперимента
Для проверки гипотезы нашего экспериментального исследования мы произведем вычисления с помощью статистического критерия χ2 («хи – квадрат») К. Пирсона.
Использование критерия χ2 даст нам возможность ответить на вопрос: имеются ли существенные положительные изменения в мотивации учения детей в экспериментальном классе после проведения работы по воспитанию мотивации, по сравнению с контрольным классом, в котором данной работы не проводилось.
Улучшение уровня мотивации учения в экспериментальном классе могло произойти либо вследствие случайных факторов, либо под влиянием целенаправленного воздействия на данный коллектив посредством внедрения в процесс обучения и воспитания определенных приемов по формированию мотивации учения.
Если различия в уровне мотивации на начало и конец эксперимента существенно, то Т (набл.) больше Т (крит.) при 5% уровне значимости, и, согласно критерию χ2 , оно не может быть объяснено случайными причинами, а является следствием специально организованной деятельности. Это значит, что возможно воспитание и развитие мотивации учения учащихся младших классов.
Критерий χ2 вычисляется по формуле:
χ2 =( ƒ1- ƒ2)2
ƒ1+ ƒ2
где ƒ1, ƒ2 - частоты двух сопоставляемых выборок.
Критическое значение χ2 для уровня значимости 0,05 при трехуровневой оценки равно 5,99.
Результативность проведенного нами эксперимента, выявленная с помощью вычисления критерия χ2 , отражена в табл. .
Экспериментальный класс
Таблица 11
Уровень мотивации |
Кол-во на начало года ƒ1 |
Кол-во на конец года ƒ2 |
ƒ1- ƒ2 |
( ƒ1- ƒ2)2 |
ƒ1+ ƒ2 |
(ƒ1-ƒ2)2 ƒ1+ ƒ2 |
Высокий |
2 |
11 |
-9 |
81 |
23 |
3,521 |
Средний |
12 |
14 |
-2 |
4 |
26 |
0,153 |
Низкий |
18 |
7 |
11 |
121 |
25 |
4,840 |
Σ |
32 |
32 |
Т (крит.) =5,991 |
Т (набл)= 8,514 |
Пример расчетов.
Для первого показателя:
ƒ1- ƒ2 = 2 - 11 = - 9
( ƒ1- ƒ2)2 = - 9 2 = 81
ƒ1+ ƒ2 = 2 + 11 = 23
(ƒ1-ƒ2)2 81 / 23 = 3,521
ƒ1+ ƒ2
Аналогично высчитываются данные по остальным двум показателям.
Из таблицы видно, что после реализации программы по воспитанию мотивации учения в экспериментальном классе Т (набл.) = 8,514 ,то есть больше Т (крит.) = 5,991.
Сравним полученный данные с результатами в контрольном классе
Таблица 12
Уровень мотивации |
Кол-во на начало года ƒ1 |
Кол-во на конец года ƒ2 |
ƒ1- ƒ2 |
( ƒ1- ƒ2)2 |
ƒ1+ ƒ2 |
(ƒ1-ƒ2)2 ƒ1+ ƒ2 |
Высокий |
3 |
6 |
-3 |
9 |
9 |
1,000 |
Средний |
14 |
16 |
-2 |
4 |
30 |
0,133 |
Низкий |
15 |
10 |
5 |
25 |
25 |
1,000 |
Σ |
32 |
32 |
Т (крит.) =5,991 |
Т (набл)= 2,133 |
Другое по теме:
Система образования Франции
В послевоенных конституциях подтверждается принцип, что «нация должна гарантировать равный доступ детей и взрослых к образованию, профессиональному обучению и культуре; предоставление бесплатного светского общедоступного образования на всех уровнях должно быть обязанностью государства». Однако обра ...
Проблема развития детского изобразительного творчества
«Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества.». Г. Г. Григорьева также говорит о том, что проблема детского творчества в истор ...
Классификации методов психолого-педагогических исследования
Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: · организационные; · эмпирические; · по способу обработки данных; · интерпретационные. К организационны ...