Педагогика и воспитание » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении » Характеристика особенностей владения приемами доказательного мышления

Характеристика особенностей владения приемами доказательного мышления

Страница 4

Воспроизведение значит о том, что в тундре нет столь заметных переходов от лета к осени, как в средней полосе, составило содержание ответов 48% испытуемых. Из них 13% делали попытку отстоять свое основное высказывание рядоположенным перечислением существенных и несущественных признаков анализируемого явления.

Эту попытку мы рассматривали как простейшую форму доказательства, в которой использовались не только логические, сколько внешние связи между тезисом и аргументами. Остальные 35% испытуемых опровергли заведомо ложное суждение экспериментатора, ссылаясь не только на специфически, наглядно выраженные признаки лета в тундре, но и привлекая сведения, отсутствующие в исходных условиях. («Нет. В тундре два времени года – короткое лето и длинная зима. Если бы это было осенью, то все уже покрылось бы снегом»).

Задумываясь над педагогическими путями формирования доказательного мышления при усвоении знаний умственно отсталыми школьниками, мы включили в эксперимент задание, в котором учащимся предлагалось сравнить изображение тундры и степени в сюжетной сходной ситуации и ответить на вопрос: «В одной или разных природных зонах происходят эти события», «Докажи, что это тундры. Докажи, что это степи».

При сравнении таких разных объектов, какими является сухие степи и прибрежная тундра, в нашей методике вводился элемент «похожести».

Характер аргументации выдвинутых учащихся суждений показал, что прием сравнение активизировал логические операции у умственно отсталых. Это выражалось у большинства испытуемых (60%) в том, что в сравниваемых объектах они находили и называли признаки специфические, индивидуальные, а также признаки, отсутствующие в изображенной ситуации. Суждение учащихся о тундре и степи становились более аргументированными: они ссылались на особенности климата, растительности и животного мира; некоторые из них говорили о различиях в одежде, жилищах у жителей этих природных зон.

Ответы большинства учащихся свидетельствуют, что наглядная опора значительно повышает качество реализации имеющихся знаний при доказательства.

Обучение умственно отсталых школьников географии словесные знания оказываются недостаточно эффективными, если они не связанны с конкретными представлениями об изучаемых явлениях. Использование различных средств наглядностей способствует формированию полноценных образов тех или иных природных объектов.

Изучение особенностей мышления умственно отсталых школьников является актуальной проблемой специальной психологии.

Исследованием мышления умственно отсталых школьников занимались Л.С. Выготский, Б.И. Зейгарник, М.В. Зверева, Е.И. Липецкая, В.И. Любовский, М.С. Певзнер, В.Г.Петрова, С.Я. Рубинштейн, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф и многие другие.

В данной выпускной квалификационной работе была предпринята попытка экспериментального изучения умения аргументировать, опровергать, доказывать те или иные положения умственно отсталыми школьниками. Это важный аспект организации процесса эффективного обучения и воспитания умственно отсталых школьников.

Исследование проводилось на базе комплекса Ясли – сад – школа ПТУ - реабилитационное пространство. Были исследованы 54 ученика 5–8 классов. Анализ материалов исследование позволяет сделать некоторые выводы:

1.Умственно отсталые школьники успешно сохраняют и реализуют географические знания, усвоенные ими на разных годах обучения в определенной системе. Они располагают возможностями привлечения этих знаний для решения мыслительных задач логического характера.

2.Это подтверждает предположение о том, что развитие логических умственных действий у школьников–олигофренов среднего и старшего возраста возможно.

3.Уровень логической аргументации зависит не только от объема приобретенных знаний, степени развития мыслительных процессов, но и от ситуации, вызывающей необходимость доказательство.

4. Активизации умственной деятельности учеников вспомогательной школы способствуют такие дополнительные условия, как выражение сомнения, несогласие, требование отстаивать то или иное положение.

5. Развитие навыков доказательства может быть достигнуто благодаря использованию наглядно–образной ситуации приема сравнения, с помощью которого в нашем эксперименте испытуемым удавалось осуществить переход от рассуждений к логическим доказательствам.

6. Овладение приемами логического мышления на доступном уровне свидетельствует, на наш взгляд, о более широких возможностях развития умственно отсталых школьников под воздействием обучения.

7. Путь к успешному решению этой проблемы мы видим в современном включении в методике различных учебных предметов системы специальных предметов, формирующих и укрепляющих у учащихся навыки аргументированного доказательства.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Анализ реализации комплекса игр на практике
С самого начала мы решали задачи включения игр по развитию речевого дыхания детей в общую игровую деятельность. Это положительно сказывалось на ведении игры, поскольку дети привыкли играть в это время с воспитателем и новый вид игровой деятельности который, принес разнообразие в их жизнь явно вызва ...

Диагностика игровой деятельности умственно отсталых детей
Для выявления уровня развития игровой деятельности у детей был использован такой метод исследования как наблюдение. Были использованы следующие методики: диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой и диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину. Исследование проводилось ...

Особенности воздействия экранных образов на детское сознание
Дети дошкольного возраста активно познают жизнь во всех ее проявлениях. Дошкольники живут не одной, а несколькими жизнями: и своей, и героев сказок, мультфильмов, - всех тех, кто всколыхнет детское воображение. Таково их стремление к максимально полному переживанию событий. И на этом этапе развития ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru