Педагогика и воспитание » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении » Характеристика особенностей владения приемами доказательного мышления

Характеристика особенностей владения приемами доказательного мышления

Страница 2

Следует отметить, что учащиеся вспомогательной школы знают условные знаки географических объектов на карте.

Наибольшую трудность умственно отсталые школьники испытывали при необходимости объяснить сложные природные явления. (Как в природе образуются реки? Почему в зоне пустыни впадает мало дождей?).

Учащиеся лучше представляют следственные звенья, связанные с описательными моментами (Текут ручейки, они сливаются, получается река. В пустыне мало дождей, потому что солнце печет, очень жарко…) и значительно хуже – причинные, пространственные, временные и другие зависимости.

Наш эксперимент показал значительное расширение объема сведений в ответах старшеклассников. Они воспроизводили пространственные, временные, причинно – следственные отношения в анализируемых явлениях.

Таким образом, под воздействием школьного обучения у учащихся вспомогательной школы формируются географические знания, позволяющее им правильно осмысливать, называть и пояснять различные географические явления через довольно длительный промежуток времени после их изучения. Изучение того, как ученики вспомогательной школы осмысливают и применяют иллюстративный материал в своей работе, представляет значительный интерес, так как приобретение знаний, их воспроизведение и реализация часто сопровождается подобным материалом: картинками, рисунками, схемами, таблицами.

Так, иллюстрации на страницах учебника наиболее часто используются учащимися не только на уроках, но и при самостоятельной домашней подготовке.

Некоторые компоненты взаимодействия словесно – логического и наглядно – образного мышления умственно отсталых школьников мы исследовали с помощью вспомогательных средств (картин), которые в нашем эксперименте являлись не источником знаний, а средством их контроля.

В психической литературе почти нет исследований анализа и узнавания учащихся вспомогательной школы географических объектов изображенных в иллюстрациях. Мы предполагали, что характер узнавание может служить одним из показателей успешного овладения географическими знаниями. Поэтому в следующей экспериментальной серии выяснялись особенности процессов восприятие, узнавание и анализа природных объектов, знакомых школьникам из курса географии VI класса.

Умственно отсталым школьникам предъявлялись для анализа изображение шести природных зон: полярной, тундры, лесов, степной, пустынь и субтропиков. На больших рисунках в цвете были отражены наиболее существенные признаки, характеризующие поверхность, растительность, животный мир в каждой зоне.

Учащиеся VI, VII, VIII, классов предлагалось внимательно рассмотреть рисунки и ответить на вопрос: Какая природная зона изображена на картинке? Правильно ответившего учащегося спрашивали: по каким признакам ты определил эту зону? Это был первым этапом второй серии эксперимента.

При восприятии, анализе и узнавали умственно отсталыми учащимися совокупности признаков шести природных зон России, представленных на рисунках, выявилось:

1. Точное специфическое узнавание зон с учетом их специальных и индивидуальных признаков определялось объемом и прочностью усвоенных знаний.

2. Полного специфическое узнавание среди ответов было немного ( 13 % ) оно часто наблюдалось у учащихся VII – VIII классов, неспецифическое узнавание характерно для ответов учеников VI класса.

3. Обнаружилось, что при отсутствии чувствительной опоры знания о природных зонах актуализировались менее успешно, тогда как иллюстрации способствовали привлечению большего круга сведений об особенностях той или иной зоны.

На следующем этапе выявлялись трудности, которые испытывают учащиеся вспомогательной школы при узнавании тех же природных зон в измененных условиях.

Для этого им предлагали выбрать14 цветных и черно-белых картинок меньших размеров такие, которые соответствовали бы шести ранее названым зонам по совокупности разных признаков. Маленькие картинки были модифицированы по временам года, по своеобразию растительного и животного мира, а также по изображенному на них труду людей.

Вариативность подбора картинок по совокупности разнообразных признаков помогала выяснению особенностей узнавание природных зон учащимися вспомогательной школы и уточнению их конкретных географических знаний и представлений.

Опрос 40 учащихся VI – VIII классов вспомогательной школы проводился индивидуально, без предварительной подготовки, время для ответа не ограничивалось.

Анализ результатов этой серии показал, что 80 % испытуемых без особых затруднений узнавали на рисунках природные зоны и правильно их называли, используя специальную географическую терминологию: Это тундра; Это леса; Пустыни; Степи.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Понятие обратной функции и методика его введения
Наиболее доступным введение логарифмической функции можно было бы провести после введения понятия обратной функции. Однако методика изложения темы об обратной функции сложна из-за сложных самого материала. Тема "Понятие об обратной функции" приведена в учебнике "Алгебры и начала анал ...

Сущность принципа наглядности
Процесс обучения – это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе ме ...

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании подростка
Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека. Работа педагога с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной поли ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru