Педагогика и воспитание » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении » Характеристика особенностей владения приемами доказательного мышления

Характеристика особенностей владения приемами доказательного мышления

Страница 1

Из обширной проблемы развития умственно отсталых детей под воздействием обучения мы выбрали некоторые стороны, связанные с выявлением сохранности приобретенных знаний и умением их использовать в качестве аргументов в условиях, требующих доказательств. Цель нашего психологического эксперимента сводилась к тому, чтобы определить, обладают ли ученики вспомогательной школы приемами доказательного мышление.

Для решения постановленных задач были разработаны соответствующие методики, которые представлены ниже.

В первой части эксперимента путем беседы выявлялась сохранность ранее усвоенных географических знаний у учащихся V, VI, VII, и VIII классов вспомогательной школы.

Учащиеся отвечали на 5 – 6 вопросов в соответствии с программой для каждого класса: Формы поверхности земли и вода на земле; Условные цвета и знаки физической карты России (V класс);

Реки Европейской части России; Реки Азиатской части России; Природные зоны России (VI класс).

При этом выявляли наличие у умственно отсталых школьников сведений о таких географических объектах, как низменность, возвышенность, гора, река, природные зоны.

Выбор вопросов определялся их содержанием, включающим последовательный круг знаний: определение собственно географических понятий (назови основные формы поверхности суши); их условного картографического обозначения ( Каким цветом на физической карте обозначены равнины? ( возвышенности, горы, реки? );

Объяснение сложных явлений с выявлением причинно – следственных и других зависимостей (Как в природе образуются реки? Почему в пустынях Средней Азии выпадает мало дождей?).

Выявлялись также сведения, раскрывающие некоторые стороны познавательной и мнемической деятельности детей (Назовите большие реки России, назови известные тебе природные зоны России).

В этой серии отсутствовали, какие то ни было виды наглядности, что позволило подробно изучить роль обобщенных знаний в развитии словесно – логического мышления олигофренов. Анализ экспериментальных данных показал, что 78 % обследованных учащихся вспомогательной школы имеют правильные представление о рельефе земной поверхности: 35 % из них рассказали об основных формах поверхности суши (низменности, возвышенности, горы, ): о двух видах поверхности из трех (горы и возвышенности, низменности и горы ) Сообщили 43 % учащихся, на дополнительное требование припомнить другие виды отвечали отказом – не помню, забыл.

Ответы некоторых умственно отсталых учеников (22 %) характеризовались неполнотой и недостаточно четкой расчлененностью понятий. Так, нетипичные сведения, касающиеся рельефа местности (овраги, траншеи) приводились ими рядоположенно с общими понятиями о формах поверхности Земли (Я знаю возвышенности, низменности, траншеи, есть равнины, горы, овраги ).

Умственно отсталые ученики V класса называли две – три реки, VI – четыре – пять.

Объем ответов учащихся VII – VIII классов приближался к объему этого раздела программы по географии, каждый из них называл 6 – 9 рек.

Недостатки интеллектуальной деятельности умственно отсталых школьников ярко проявлялись при сравнении их ответов с высказываниями нормально развивающиеся сверстников.

Ответы умственно отсталых значительно беднее по количеству названий по сравнению с ответами нормально развивающихся школьников, каждый, из которых называл от 13 до 15 рек.

Знания о природных зонах мы выяснили у учащихся VII, VIII классов вспомогательной школы, которые изучали эту тему 1- 2 года назад, и у учащихся V класса средней школы.

Сведения о природных зонах излагались пятиклассниками полно и последовательно, выделялись наиболее характерные особенности, связанные с климатом, растительностью, животным миром, деятельностью людей. Учащиеся средней школы приводили большое количество примеров, излагал их в последовательной причинно–следственной зависимости.

Из 20 опрошенных умственно отсталых школьников (VII – VIII классов) 10% отказались отвечать. Отказ мотивировали тем, что ничего не помнят о природных зонах. В ответах 90% испытуемых содержались сведения о зонах, из них 31% учащихся правильно перечислил все зоны. Характерно, что многие ученики вспомогательной школы заменяли название той или иной зоны упоминанием о конкретной ее части, а также свойством или признаком, например, вместо Полярная зона говорили Ледяная зона, Северный полюс, Снежная зона; о субтропиках: Кавказ, Крым, Южная зона, Жаркая зона и другое.

В отдельных случаях вместо природной зоны назывались части света и некоторые другие географические объекты (Африка, Европа, Азия, Чукотка).

Ответы учащихся показали, что наиболее сохраненными были сведения о полярной зоне, о лесах, пустынях, степях, тогда как тундра, горы, субтропики упоминались реже.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Понятие «адаптация», ее сущность, основные стадии и факторы
Адаптацией (от лат. adaptatio - приспособление) обозначают явления, приспособления, соизмеримые по продолжительности с жизнью индивидуума, и сдвиги в организмах популяций на протяжении нескольких поколений. Понятие адаптация является основополагающим в концепциях, рассматривающих взаимоотношения ин ...

Основные принципы и задачи непрерывного образования
В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности. Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, ви ...

Традиция преподавания хорового пения в России
Хоровое пение в России имеет глубокие исторические корни. Вплоть до XVIII века визитной карточкой музыкальной культуры нашей страны являлось хоровое исполнительство. Музыкальное образование, а в частности и хоровое пение, в России когда-то было совсем иным. В основании лежала, прежде всего, практик ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru