Как говорилось выше, в древней Греции до 7 лет существовало домашнее воспитание под руководством главы семейства. Затем детям свободных афинян предстояло пройти несколько школьных этапов. Следует отметить, что образование в Древней Греции получали только мальчики. Девочки же воспитывались до замужества дома, обучаясь элементарным навыкам чтения, письма, музыке. Общими словами женщины обучались ведению домашнего хозяйства и семейного очага.
Целью афинского образования являлось то, чтобы человек ощутил себя полноправным членом общества, осознал себя как гражданин. Задачи воспитания и обучения сводились к тому, чтобы личная индивидуальная культура человека поднималась. Все это характеризовало его как «свободнорожденного» эллина из высшего общества.
Воспитание имело две основные задачи – воспитание интеллектуальное и физическое. В первые годы обучения эти задачи разделяли частные мусические и гимнастические школы.
Мусическая школа – это многолетняя школа (от 7 до 16 лет), в которой дети изучали грамоту, литературу, искусства и науки. Другими словами упор делался на интеллектуальное, духовное воспитание. В мусической школе существовали покровительницы обучения – музы и их «предводитель» - Аполлон. Итак, мусическая школа являлась общеобразовательной и ставила своей задачей дать учащимся литературное и музыкальное образование на соответствующей классовой основе и далее ознакомить их с элементами других наук без какой-либо профессионализации.
Гимнастическая школа (Палестра) – частное учреждение под предводительством бога Гермеса, где дети воспитывались физически, развивалась культура тела. Обучение в гимнастической школе присоединялось к воспитанию в мусической и начиналось с 12 лет. Платон в своем диалоге «Протагор», описывая мусическую школу, также упоминал и гимнастическую: «Так еще, кроме того, посылают детей в школу гимнастики, чтобы лучшие тела были у них на службе дельного разумения и не приходилось им от плохого свойства тел плоховать и на войне, и в прочих делах». Из этого отрывка следует, что мусические школы появились раньше, чем гимнастические.
2 этап школьного воспитания и обучения начинался с 16 лет и длился до 18. В это время подростки посещали государственные гимнасии - учреждения, в которую поступали наиболее состоятельные ученики, окончившие мусические и гимнастические школы.
Как говорилось выше, образование в древней Греции носило больше развлекательный характер. Гимнасии не являлись исключением. В них собирались юноши для дальнейшего усовершенствования в гимнастике, с целью приятно провести время, поделиться новостями и понаблюдать за спортивными соревнованиями. Также в гимнасиях часто выступали популярные философы и мужчины не отказывали себе в удовольствии присутствовать на подобных дискуссиях.
Живая и непринужденная обстановка гимнасии располагала к умственной тренировке. Беседы младших со старшими, свободная связь взрослого с подростком давали учащемуся возможность найти себя, сформировать собственное мнение. Наиболее известными являются три гимнасия – Ликей, Академия и Киносарг, располагавшиеся в Афинах и содержавшиеся на государственные средства.
И, наконец, третьим этапом являлась эфебия – государственная военная организация. В этом заведении обучались молодые люди от 18 до 20 лет, принадлежавшие к трем высшим сословиям. Представители двух высших классов образовывали привилегированный отряд «всадников». Каждый год составлялись списки призывников, которые хранились в течении 40 лет после окончания обучения. В среднем, каждый год зачислялось около 1000 человек. Зачисление в эфебию было связано с принесением присяги на верность, которая, также, превращала молодого человека в граждански правоспособное лицо: ему давалось право наследования, право опеки, право распоряжения имуществом и право быть членом народного собрания. Присяга означала переход юноши во взрослую жизнь, превращала его в воина.
В эфебии большое внимание уделялось физической тренировке и упражнениям военного характера. Молодые люди участвовали в борьбе, беге, упражнялись в верховой езде, в езде на колеснице, метании копий, дисков, стрельбе из лука. Кроме этого они изучали теоретические вопросы военного дела, такие как: употребление военных машин, искусство постройки лагерей, посещали военные корабли с целью постижения основ кораблестроения. Данная программа обучения функционировала на первом году обучения в эфебии.
Другое по теме:
Экологическое сознание как область междисциплинарных исследований
Начало ХХI века четко обозначило тенденцию, в связи с которой стало ясно, что изменения в природной среде имеют не только биосферное значение, но и приобретают огромную социальную значимость. Современная экологическая ситуация стала формой проявления двух стихий, пересечением социальных и естествен ...
Сущность эстетического воспитания
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде эстетические категории прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставл ...
Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-6 классов
Возраст учащихся 5-6 классов находится на границе возраста младшего школьника (от 7 до 11 лет) и подросткового возраста ( от 11 до 15 лет). Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребёнок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учение для него – значим ...