Новая педагогика » Дошкольное образовательное учреждение » Новые правовые основы повышения качества дошкольного образования

Новые правовые основы повышения качества дошкольного образования

Страница 1

Изменение политических и социально-экономических путей развития нашего общества выдвинуло на передний план новые требования к системе образования в целом и ее начальному звену — дошкольному воспитанию. Целью преобразований в сложившейся педагогической практике является создание условий для развития многообразных типов дошкольных учреждений, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей по обучению и воспитанию их детей.

Новая нормативно-правовая база является реальной основой для изменения направленности работы детского сада, его ориентации на семью как основного потребителя.

Основные направления деятельности дошкольных учреждений любого типа: защита ребенка от всех форм физического и психического насилия; удовлетворение потребности в эмоциональном общении; обеспечение развития творческих способностей и интересов; получение квалифицированной помощи в коррекции возможных недостатков развития; обеспечение права ребенка на свободу развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

Каждое дошкольное учреждение может теперь стать самостоятельным и действовать на основании собственного устава. Педагогический коллектив может выбрать приоритетное направление своей работы, т. е. основные услуги, а в соответствии с потребностями родителей и своими реальными возможностями (в частности, кадровым потенциалом) — организовать дополнительные услуги.

Детский сад становится открытым для родителей: они могут участвовать в работе совета педагогов, непосредственно включаться в воспитательный процесс.

Впервые за долгие годы родители становятся полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса и рассматриваются как непосредственные заказчики и потребители.

Однако достижение соответствия между «спросом и предложением» потребует решения целого ряда проблем. Анализ изменений в системе образования (и дошкольного, и школьного) вызывает чувство тревоги: право на экономическую свободу и свободу творчества не всегда используется в интересах семьи и ребенка. После съезда учителей (1987г.), сыгравшего роль первого импульса к демократическим преобразованиям в сложившейся педагогической практике, во всевозрастающем количестве стали возникать гимназии, лицеи, колледжи, а на базе детских садов — прогимназии, мини-школы, дошкольные центры. Многие из них работают на высоком уровне: используют апробированные авторские методики, адаптируют лучший зарубежный опыт, создают новые модели организации и управления, привлекая к сотрудничеству высококвалифицированные кадры. Однако достаточно часто дошкольное учреждение в погоне за дополнительными доходами ограничивается лишь новой вывеской с броским названием, безответственно и непрофессионально относясь к взятым на себя обязательствам.

Чтобы защитить интересы детей и их родителей, на пути такого «рынка» педагогических услуг необходим заслон в виде компетентной экспертизы. Ее механизм определен Законом Российской Федерации «Об образовании». Он включает в себя три этапа: лицензирование образовательных учреждений, их аттестацию и аккредитацию.

Лицензия предоставляет учреждению право на педагогическую деятельность. Предметом экспертизы на данном этапе являются: условия пребывания ребенка в детском саду, оборудование и оснащение педагогического процесса, кадровое обеспечение. Таким образом, любое дошкольное учреждение, как гоcyдарственное, так и частное, должно пройти процедуру лицензирования, чтобы получить (или подтвердить) право на образовательную деятельность. При этом экспертиза условий пребывания детей будет трактовать их не только в узком смысле слова, т. е. как обеспечение безопасности ребенка и удовлетворение требованиям СЭС и госпожарнадзора. Для получения права на педагогическую деятельность необходимо, чтобы эти условия соответствовали психолого-педагогическим требованиям, обеспечивая эмоциональное благополучие и личностное развитие дошкольника. Поэтому в состав экспертной комиссии по лицензированию среди прочих профессионалов входят педагоги и психологи.

Таким образом, лицензирование представляет собой первый этап защиты прав детей, а именно их прав на физическое и психическое здоровье и эмоциональное благополучие. Можно сказать, что при лицензировании речь идет о защите витальных (жизненно необходимых) прав ребенка.

В соответствии с Законом Российской Федерации об образовании негосударственное дошкольное учреждение, претендующее на получение бюджетного финансирования, должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта. Решение органов власти о соответствии деятельности дошкольного учреждения требованиям такого стандарта называется аккредитацией. Свидетельство об аккредитации не только предоставляет негосударственному дошкольному учреждению право на государственное финансирование. Оно дает родителям воспитанников определенные гарантии, поскольку удостоверяет, что педагогический коллектив работает на уровне требований государственного образовательного стандарта. Аккредитация, таким образом, представляет собой второй «бастион» защиты прав детей и их родителей, а именно защиту от непрофессиональных, некомпетентных и безответственных действий в процессе обучения и воспитания ребенка.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru